Валерий умецкий и его опытный сад

Никакой теории – только практика, или Размышления после окончания сезона

Легко заниматься садоводством в особо благоприятных климатических зонах, созданных самой природой или человеком. Такие климатические зоны есть почти в каждом районе и нашего необъятного Красноярского края. Читаю регулярно «Сады Сибири», рассматриваю красивые фотографии шикарных сортов почти всех плодовых культур, в том числе южного происхождения, выращенных в таких благоприятных климатических зонах, и думаю вот о чём: «В таких условиях действительно лучше не вмешиваться в жизнь плодовых деревьев, а следовать принципу «не навреди», природа сама сделает своё дело она мудрее».

Между тем большинство сибирских садоводов (и я в их числе) живёт и работает в других, менее подходящих для садоводства климатических условиях, как, к примеру, наш Рыбинский район, где без смекалки и выдумки, без каких-либо особенных приёмов, без помощи садовода и простой-то сорт, даже сибирской селекции, в конечном итоге обречён на гибель. Вопрос только времени и милости матушки-природы.

Трудись, терпи и жди

Вспоминаю последние дни августа нынешнего года венца сибирского лета. Смотрю в окно за ним льёт бесконечный, холодный дождь ... Кстати, такое состояние погоды с редкими прояснениями наблюдалось почти весь этот месяц. Такого дождливого августа я не припоминал.

Как садовод, я понимал, что происходит естественный влагозарядковый полив. Это хорошо для плодовых деревьев, хотя есть и опасения по поводу того, что может произойти вторичный рост побегов, которые, не успев подготовиться к зиме, просто погибнут от первых же морозов. И плохо то, что, завязавшийся первый неплохой урожай на яблонях нынче не может дозреть недостаёт солнца и тепла ...

И так весь год аномалии и отклонения от нормы стали уже нормой. Хотя прошлая зима и выдалась достаточно мягкой и малоснежной. Морозный период был лишь в конце января начале февраля в течение суток с ночными температурами около минус 40 градусов, из них две ночи здесь оказались особенно холодными до минус 46 градусов.

Затем наступил очень холодный апрель с пронизывающими бесконечными ледяными ветрами, что вызвало задержку цветения абрикосов и слив. Само же цветение произошло в безморозный период, что, безусловно, повлияло на урожай этих культур. По праву этот год можно назвать годом сливы.

Порадовали первым урожаем абрикосы, присланные когда-то Валерием Железовым из Хакасии (фото № 1), а также сливы: Памяти Путова, Скороплодная, Хабаровская ранняя, Маньчжурская красавица, местные сливово-алычёвые гибриды (фото № 2), сорт Белая красавица из Кемеровской области, Красномясая и чернослив Марусича из Приморского края. Все сорта оказались высоких вкусовых качеств, очень товарного вида и по крупности от 18 до 28 г, хотя в наших условиях любая слива, которая даёт урожай, это уже само по себе достижение.

Отмечу особо вкусовые качества Скороплодной, Красномясой и чернослива Марусича, а Маньчжурскую красавицу отмечу за высокие по местным меркам урожаи. И вот уже три года подряд. Они имеют очень хорошие вкусовые качества плодов, а также естественную низкорослость, но быстро загущающуюся крону, из-за чего приходится проводить ежегодную осветляющую обрезку.

Сейчас в моей коллекции находится ещё 14 сортообразцов, полученных из Чемала от Н. Матюнина, другие сорта из Приморья, красноярский сорт Сестра Дивной, рекомендованный известным красноярским садоводом В. И. Пироговым. Отмечу не без основания, что, по моим наблюдениям, в дикой микрозоне наибольшую жизнеспособность пока проявляют сорта дальневосточной селекции, хотя окончательные выводы делать рано, мои любительские сортоиспытания по сливе не завершены, оценки субъективны, да и коллекция постоянно изменяется.

Основной недостаток почти всех сортов сливы и особенно абрикосов в слишком раннем цветении, что в наших местах чаще всего совпадает с возвратными холодами, и с этим недостатком бороться пока невозможно дело случая и милости природы.

Порадовали яблони первым неплохим для молодого сада урожаем. Подтвердили свои сортовые качества сорта Алёнушка, Анис Омский, Антоновка, Анис свердловский, Уральское наливное, Пепинчик красноярский, Кузнецовское, Ранет Ермолаева, Папировка, Подарок садоводам (фото № 3), Ермаковское горное, Любава, Феникс Алтайский, Уэлси, Исетское позднее, Экранное, Уральский сувенир, Осенняя радость, Настенька, Сувенир Алтая, Обильное Уктуса.

Составлять рейтинг сортов по их качествам, особенно вкусовым, дело неблагодарное. Как известно, «на вкус и цвет товарищей нет». Скажу только то, что есть, по моему мнению, сорта, которым должно обязательно найтись место в каждом сибирском саду. Это Уральское Наливное, Алёнушка, Пепинчик Красноярский и другие сорта красноярской селекции. Кроме того, в местных условиях хорошо проявил себя сорт Подарок садоводам, полученный в НИИ сибирского садоводства имени М. А. Лисавенко. Этот сорт отмечен местными садоводами за высокие вкусовые качества, крупность до 100 г, зимостойкость, не уступающую местным сортам в данной микрозоне. Он получил уже широкое распространение в нашем Рыбинском районе Красноярья.

По моим наблюдениям надёжность, высокие вкусовые и товарные качества в местных условиях проявил и сорта Исетское, Персиянка, Экранное, Анис свердловский преимущественно уральской селекции. Эти сорта постоянно приобретают популярность у местных садоводов.

Не без оснований могу констатировать, что сорта уральской селекции, видимо, из-за схожести природно-климатических условий наиболее надёжны в данной микрозоне. Они на уровне красноярских сортов по зимостойкости, но превосходят их по крупности, вкусовым и другим ценным качествам.

Видео: ОПЫТНЫЙ ВРАЧ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИМЕНЕНИЯ БИОКОРРЕКТОРОВ КОМПАНИИ "САД"

Сейчас, кроме названных- в моём саду находятся ещё несколько десятков сортов яблонь, и хочется надеяться, что главные находки впереди. Уверен, что у каждого садовода есть свои любимые сорта, свои находки и свои предпочтения. И хорошо бы узнать о них через нашу общую газету.

Сила жизни – в чём она?

Да, есть в сибирских садах своя жизнеутверждающая сила и незащищённость одновременно. Здесь, в этом суровом климате выживает не просто сильнейший, а тот, кто умеет приспособиться, сжиться с природой, следовать её законам.

Вспоминается, какие необычные формы принимают деревья, чтобы выжить в Саянском высокогорье. Там господствует кедр кормилец всей таёжной живности. Он растёт везде. И в долинах рек, в благоприятных для себя условиях, где достигает огромной высоты и толщины в несколько обхватов, и на бесснежных каменистых вершинах Саянских гольцов, на сопках и курумниках, каменных россыпях. Здесь, чтобы выжить, это дерево принимает самые причудливые формы.

Мне доводилось срывать кедровые шишки прямо с вершин кедров, которые ростом были с меня, а иногда и вовсе стелились по земле, принимая естественные сланцевые формы, созданные самой природой. По-другому здесь не выжить. Природа сама подсказывает формы деревьев, которые единственно жизнеспособны в особо неблагоприятных природно-климатических условиях.

Не отсюда ли они перебрались в наши сады? Ведь стланцевые, гребневидные, кустовидные, карликовые формы используются сибирскими садоводами давно и широко, хотя не все садоводы утруждают себя созданием таких крон, надеясь на авось или на то, что очередная зима будет мягкой.

В своём саду я делаю ставку именно на такие кроны низкие, раскидистые, не выше своего роста, больше напоминающие кусты, чем деревья. Важно, что мои деревья легко уходят под снег, и в любой мороз есть возможность их сохранить. Я формирую их регулярным снижением роста основных скелетных ветвей и проводников. Причём делаю это снижение чаще всего осенью, утепляя места срезов глиной с коровяком (фото № 4).

Этот раствор, где глины 2 части, а коровяка 1 часть, быстро высыхает и держится на срезах до самой весны, а иногда и всё лето. Под ним дерево дышит в отличие от садового вара. Кроме того, коровяк постепенно потребляется деревом и является для него источником микроэлементов. Коровяк с глиной в мою практику вошёл давно. Я его добавляю в известь при осенней побелке деревьев, а иногда наношу на плодовые образования с целью их утепления при подготовке к зиме.

Мне доводилось сравнивать, как происходит зарастание срезов, сделанных весной и обработанных глиной с коровяком или садовым варом. Не без основания утверждаю в первом случае зарастание происходит быстрее. Все срезы, все повреждения коры, особенно в нижней части деревьев, я обрабатываю глиной с коровяком, а садовый вар использую для обработки срезов на молодых саженцах в местах их прививки или обрезки очень аккуратно, чтобы не допустить его попадания в зону срастания.

Видео: В. Железов - Весенне-летняя серия - ''Прогулки по саду'' - 4

Про себя я уже давно называю раствор глины с коровяком «бальзамом» для деревьев и использую очень широко, ведь в старину, когда не знали садового вара, именно глиной с коровяком лечили, и защищали деревья, добавляя в случае необходимости в этот раствор медный купорос или известь.

Таким получился год в моём молодом саду. Сделан ещё один шаг к его взрослению. Ну а сейчас все мои усилия направлены на профилактические мероприятия, подкормки и подготовку сада к зиме.

Видео: В. Железов - Весенне-летняя серия - ''Прогулки по саду'' - 2

Впереди непредсказуемая зима время испытаний не только ля сада, но и для садовода. Хочу пожелать всем коллегам, сибирским садоводам, без потерь пережить предстоящую зиму и не растерять энтузиазма. Без него в наших местах сад не вырастить!

10.10.2012 года

Валерий Умецкий

(Сады Сибири № 16, ноябрь 2012)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Валерий умецкий и его опытный сад