Сад в суровых условиях красноярского края, сад валерия умецкого, способы ведения сада
В поиске забытых истин
Не много я знаю дел более увлекательных, чем занятие садоводством в Сибири. Казалось бы, чего проще - купил саженец, посадил его «по-научному» или по своему разумению - и живи спокойно, жди результата, когда можно будет вкусить обещанных продавцом «российских яблочек». Когда-то давно, лет 20 тому назад, и я так делал. Покупал, высаживал, ждал и иногда дожидался результата, да результат чаще всего был не тот, которого ждал, а то вдруг всё погибало по непонятной причине в какой-то аномальный год.
Казалось, всё делал правильно (и саженец покупал с Красноярской плодово-ягодной станции, и сорт был районированный), а результат всегда оказывался один. Приходит один раз в несколько лет аномальная зима - и всё опять начинай сначала!
Со временем это стало похоже на бег с препятствиями, только количество попыток здесь не ограниченно, а сам забег растягивается иногда на целую жизнь, а когда приближаешься к финишу, то выясняется, что бежал не по тому маршруту, ложному.
И вот 6 лет назад мы с женой Людмилой Алексеевной Умецкой перебрались из города в сельскую местность. Купили дом с прилегающим участком земли около гектара, в хорошем с моей точки зрения месте, и занялись своим любимым делом вплотную. Освоили землю, заложили сад и питомник, собрали богатую сортовую коллекцию плодовых и ягодных культур. Решили позаниматься и сортоиспытанием для того, чтобы найти перспективные для района, где мы живём и работаем, сорта.
Казалось, всё делалось правильно. И деревья были высажены «по науке», и кроны их сформированы идеально (по разреженно-ярусной системе), и подкормки, и обработки делались вовремя ... И сад уже начал плодоносить. Попробовали мы уже и свои яблоки с яблонь: Серебряное копытце, Подарок садоводам, Папировка, Алёнушка, Уральское наливное, Сувенир Алтая, Экранное, Жебровское, Брат Чудного, Приземлённое, Ермаковское.
Попробовали и свои сливы сортов: Алтайская юбилейная, Маньчжурская красавица, Хабаровская ранняя, Беловская красавица, Пересвет, Памяти Путова, Красномясая, местные сливы, кое-что из груш ... Да тут, как всегда неожиданно, грянула аномальная зима 2009-2010 годов, а следом ещё одна, не менее аномальная.
Да, рано мы поверили в глобальное потепление! Таких потерь в садах не припомнят даже старожилы. Впервые массово вымерзли местные устойчивые вишни и сливы, яблони и груши. Многие мои соседи остались без плодовых деревьев, которые радовали их плодами в течение многих лет до этого.
Пришлось и мне подсчитывать убытки. Погибли полностью сорта яблонь Горноалтайское, Алтайское румяное, Грушовка Московская. Сильно пострадала древесина у Алёнушки и Уральского наливного. Убрана груша Куюмская. А ведь я считал эти сорта наиболее устойчивыми!
Остальные несколько десятков сортов тоже пострадали в той или иной степени, но хорошо восстановились и даже образовали плодушки к нынешней зиме. Ни о каком урожае, конечно же, речи не шло, ведь цветочные образования погибли в первую очередь.
Разобравшись с потерями, я отметил для себя несколько важных моментов:
1. Сливы, зимовавшие в открытой форме, пострадали в меньшей степени, чем яблони, и даже порадовали урожаем Хабаровская ранняя и Маньчжурская красавица. Эти сорта без сомнения можно занести в список своих удачных находок.
2. Груши - а у меня в основном сорта красноярской селекции - получили серьёзные повреждения, но восстановились быстро. Среди груш рекордсменом по зимостойкости оказался сорт Золотинка.
3. Некоторые яблони тоже оказались достаточно устойчивыми. Это Абориген, Анис свердловский, Исетское, Обильное Уктуса, Осенняя радость, Пепинчик красноярский, Подарок садовода, Персиянка, Ранет Ермолова, Серебряное копытце, Символ, Уралец, Юнга. Подмерзание яблонь этих сортов оказалось не трагичным.
Справедливости ради отмечу, что урожая они не дали. Небольшой урожай завязали только Серебряное копытце, Обильное Уктуса, Подарок садоводам. А ведь это не районированные сорта и не местной селекции!
Что же делать, как уберечь себя от разочарований в дальнейшем, а плодовые деревья сада от катастрофического подмерзания? Решил ещё раз перечитать имеющуюся у меня богатую библиотеку. Вдруг я упустил что-то самое важное?
В первую очередь обратился к рекомендациям известных красноярских учёных садоводов Ю. П. Куминова, Н. Н. Тихонова и других, ведь эти специалисты работали почти в таких же условиях, но, тем не менее, добивались выдающихся результатов.
Прежде всего, я стал разбираться в особенностях природно-климатических условий данного конкретного района, где я живу. Выяснилось следующее - мой участок расположен в южной подзоне Канской лесостепи, где расположен так называемый Рыбинско-Баргинский район Присаянья - как известно, один из самых суровых по климатическим условиям в крае, а микроклимат участка дополнительно осложнён близостью долины небольшой речки Инколы, где в зимнее время гарантирован застой холодного воздуха.
На практике это выглядит так - здесь температуры зимой, как правило, на 5-7 градусов ниже, чем, например, в городе Красноярске, а иногда эта разница достигает и 10-15 градусов. В прошедшие аномальные зимы ночные температуры здесь опускались до минус 53 градусов!
Это катастрофическая температура для плодовых деревьев, и то, что в моём саду многие сорта просто выжили практически без укрытий, а некоторые дали урожай - большая удача, ведь сортов, способных без повреждений переносить такие морозы, не существует!
Неужели серьёзное садоводство в моих условиях невозможно?! Обращаюсь к «Справочнику садовода-любителя Красноярского края» издания 1985 года, где наши красноярские учёные-садоводы в таких условиях советуют формовать плодовые деревья в кустовидной и гребневидной формах, чтобы легче было их укрывать снегом. А некоторые теплолюбивые сорта - в стелющейся форме.
Выходит, что не сорт является определяющим фактором для достижения результата, а искусственно созданная крона, ведь каким бы зимостойким не был сорт, его зимостойкость в моих условиях будет недостаточной, а укрытие снегом - самая надёжная страховка от подмерзания!
Кажется, я слишком поддался влиянию современных глянцевых садоводческих изданий, где известные авторы почти единогласно утверждают, что любое вмешательство садовода в естественное развитие дерева, регулярная обрезка - неизбежный спутник искусственно создаваемых крон, ведут к снижению его зимостойкости и преждевременной гибели.
Хотелось бы мне увидеть естественные кроны, да ещё и крупноплодных сортов после зимовки при минус 53 градусах по Цельсию!
Из всего вышесказанного намечаю для себя следующую программу действий на ближайшие годы:
1. Использовать в работе в первую очередь рекомендации красноярских учёных-садоводов, первооткрывателей сибирского садоводства, несмотря на то, что их труд и богатый опыт как-то незаметно стали забываться, уходить на второй план, уступая место новым, на первый взгляд перспективным приёмам, которые годятся где угодно, только не здесь.
2. В особо суровых климатических зонах восточнее Красноярска садоводство без защитных мероприятий от суровых зимних условий - рискованная затея. Следовательно, необходимо выработать комплекс защитных мероприятий, которые необходимо делать в саду.
Среди них - обваловка снегом, важная, но далеко не единственная мера защиты.
3. Самая большая моя ошибка - это неверно сформированные кроны плодовых деревьев, отсутствие учёта климатических особенностей данной микрозоны. Теперь предстоит серьёзная работа по переходу на гребневидные и кустовидная кроны, то есть работа над ошибками.
Как сформировать эти кроны «с нуля» - хорошо известно, а вот как сделать обратный переход от разреженно-ярусных крон к гребневидным - ещё предстоит разобраться. Возможно, кто-то уже имеет этот опыт и сможет о нём рассказать на страницах любимых «Садов Сибири». Это будет полезно всем!
Кажется, мне удалось найти забытые истины, хотя и ценой потерянного времени. Как говорится, лучше поздно, чем никогда!
Валерий Умецкий
(Сады Сибири № 3, март 2012)