К проблеме акклиматизации сортов и культур в суровых климатических условиях, ф. Х. Халилов
В медные трубы трубить ещё рано
(К статьям В. Горнаулова: «Тернист путь к сибирскому чудо-саду» и «Правда радует, кривда глаза колет»)
Труды Валерия Константиновича Железова в попытках акклиматизации южных сладкоплодных сортов косточковых, несомненно, заслуживают уважения и одобрения. Однако до акклиматизации их в понимании слова «акклиматизация» по Мичурину ещё ой как далеко! Не буду голословным. Горнаулов пишет «Сады Сибири» № 1): «И самое главное заключается в том, что при повышении морозостойкости качество плодоношения при этом не теряется и не ухудшается. Всё это позволило ему привозить яблони, груши, абрикосы, сливы с юга России, с Украины и даже из дальнего зарубежья и с успехом их акклиматизировать, то есть выращивать у себя».
Уважаемый тов. Горнаулов, это далеко не акклиматизация! Во-первых, Вы как бы вскользь пишете: «Конечно, климат в посёлке Красный Хутор, который находится в 20 км ниже Саяно-Шушенской ГЭС на берегу Енисея, где расположен сад Железова, немного отличается от остальных регионов Сибири, так как находится в благоприятной микрозоне. Ведь зимой в Енисее вода не замерзает, и это благоприятно сказывается на фруктовых деревьях».
Скажу более: сад Железова находится как бы на полуострове (а не просто на берегу!) и почти со всех сторон защищён тёплыми водами Енисея от суровых сибирских морозов. Поэтому трубить во все трубы: «Южные сорта плодовых растут в Сибири» очень рано.
Сад Железова - это ещё не вся Сибирь. Сад, который находится в благоприятной микрозоне, далеко не вся Сибирь. И климат там отличается от остальных регионов не НЕМНОГО, а очень даже НАМНОГО.
Иван Владимирович Мичурин очень чётко, даже подробно описывает, что такое акклиматизация. Он пишет (Сочинения, том 1, стр. 135, ОГИЗ, Москва, 1948 г): «По моему мнению, можно допустить выражение, что тот или иной другой сорт плодового растения акклиматизирован лишь тогда, когда, во-первых, данный сорт, будучи перенесён из местности с другим климатом, сам по себе в новом месте расти не мог, но вследствие целесообразных, сознательных приёмов акклиматизатора помирился с условиями этого климата, причём не изменил качеств плодов- во-вторых, когда этот искусственно акклиматизированный сорт настолько сделался устойчивым, что при дальнейшем его размножении будет в состоянии удержать приобретённую способность в новой для него местности, уже не требуя особых, против местных сортов, усилий от человека к поддержанию его существования».
Подчеркну ещё раз: не только в одном (конкретном) саду в микрозоне, а в местности - в широком понимании этого слова. Поэтому, тов. Горнаулов, давайте не будем говорить о плодоносящих южных сортах в Сибири, а пока будем говорить о плодоносящих южных сортах конкретно в саду Железова, в благоприятной микрозоне Сибири. Подождём. В медные трубы трубить ещё рано.
А что касается того, кто прав, кто не прав (И. В. Мичурин или В. К. Железов) в пути к акклиматизации плодовых к новым условиям, они оба идут правильными путями, дополняя друг друга. И. В. Мичурин основным для себя выбрал метод гибридизации, а В. К. Железов – ментора. Это моё личное мнение.
Нельзя и нехорошо голословно, бездоказательно заявлять, что «Мичурин так и не смог осуществить свою мечту: продвинуть южные растения на север». Именно в этом не согласны с вами Галина Титова из Лесосибирска, Халилов из Татарстана и, думаю, многие другие садоводы.
Благодаря трудам И. В. Мичурина многие сорта плодовых, по вкусу не уступающие южным, сегодня плодоносят значительно севернее родины своих родителей. Я думаю, как садовод, вы это прекрасно знаете. Можно и напомнить: это такие прекрасные сорта яблонь, как Кандиль-китайка, Бельфлёр-китайка и др.- груш: Бергамот новик, Деканка зимняя и др.- вишня Краса севера и др. И сотни других сортов.
Халилов Ф. Х.
20.06.12