Сад в суровом климате красноярского края, меры по защите сада от климатических стрессов

Мы верим – саду цвесть

Садоводство в наших сибирских условиях резко континентального климата занятие тяжёлое и непростое. Люди, вырастившие сад и добившиеся хорошего плодоношения деревьев, заслуживают уважения вдвойне. Одним из таких садоводов является Валерий Иванович Умецкий – житель Рыбинского района Красноярского края, который сегодня предлагает для обсуждения свои новые идеи.

Надо сказать, что зона садоводства в этом районе намного суровее по климату, чем пригород Красноярска, поэтому даже из яблонь-полукультурок здесь рекомендованы лишь наиболее зимостойкие сорта ранних сроков созревания. Морозы зимой в этом районе на 5-10 градусов больше, нежели в окрестностях Красноярска, и достигают отметки минус 50 градусов. Да и весна не всегда подарок, она коварнее, чем в других местах, и в первую очередь по возвратным заморозкам.

Однако всё это не пугает Умецкого. Вооружившись знаниями по зимней защите фруктовых деревьев и обладая исключительным трудолюбием, он выращивает крупноплодные сорта яблонь, вишню сакуру и даже абрикосы. В газете «Сады Сибири» он постоянно и подробно делится своим опытом защиты сада в тяжёлых зимних условиях. Однако кроме зимних морозов в Сибири очень опасны, как я уже отмечал, и сильные весенние возвратные заморозки, которые губят даже цветы черёмухи. Особенно это губительно для косточковых культур, которые цветут намного раньше яблонь.

Неугомонная натура Валерия Ивановича и здесь ищет пути спасения цвета и завязи с помощью, к примеру, ретардантов - химического регулирования сроков цветения, и призывает садоводов присоединиться к изучению этой проблемы. В США, Англии и других странах этот метод уже используется, но сведений в печати по применению в садоводстве ретардантов пока нет. Для северного садоводства это весьма актуальная тема, которая должна быть подхвачена и нашими садоводами.

У нас в Красноярске уже есть некоторые наработки по использованию в виноградарстве препарата «Атлет» (газета «Сады Сибири», декабрь 2012 года, № 18). Благодаря таким неугомонным садоводам-«трудоголикам», садоводство в России продвинется в суровые регионы, мы реже станем заглядывать в супермаркеты за отравленными южными фруктами.

Валерий Пирогов, садовод-практик, эксперт газеты «Сады Сибири», Красноярск

***

Есть сорта плодовых культур, имеющие серьёзный недостаток периодичность плодоношения. Это не связано с природными аномалиями, просто сорта такие. А в последние годы после череды аномально холодных зим и все садоводство в районе, где я живу, стало периодичным от одной такой зимы до другой. В разговорах с местными садоводами я часто слышу, что здесь плодовые деревья больше 5-7 лет не живут, и это воспринимается уже почти как норма.

Именно в эти 5-7 лет и происходят эти самые катаклизмы, когда температура падает до минус 50 градусов. Это катастрофическая температура несовместима с жизнью не только плодовых деревьев, но часто и людей. Однако человек, как существо разумное, научился защищаться от природных катаклизмов с помощью тёплой одежды и даже придумал по этому поводу пословицу: «Не бывает больших морозов бывает мало одежды». Попробуем подойти с этой пословицей к садоводству.

С чем мы работаем? С садовыми деревьями и кустарниками, созданными гением наших, учёных-селекционеров, которые снабдили их многими ценными качествами. И только одно качество зимостойкость, которая была бы сравнима с дикорастущими природными аборигенами Сибири, по-прежнему остаётся недостижимой мечтой.

У нас, сибиряков, живущих в неблагоприятных для садоводства микрозонах, остаётся два пути: Первый не заниматься садоводством совсем, «поскольку всё равно вымерзнет». Второй придумывать способы защиты, чтобы сохранить сад при любой температуре.

Садоводы часто сетуют на то, что опять плодовые деревья вымерзли - и надо всё начинать сначала, а на вопрос: «Как вымерзли?», всегда один ответ по уровень снега.

В этом ответе содержится вся мудрость северного садоводства садоводства под снегом. Под снегом зимуют любые, даже слабозимостойкие сорта и культуры - всё дело в толщине снежного бурта. Отсюда вывод зимостойкость здесь зависит от количества выпавшего снега, а значит, мы сами можем ею управлять, пряча деревья под зимнее одеяло, то есть, одевая их в тёплые одежды.

Приведу яркую цитату из «Садов Сибири», она подчёркивает остроту проблемы подмерзания: «Вся Сибирь стонет от аномальных морозов. Какие уж тут абрикосы, когда яблони погибают, погибают в массовом количестве даже на Алтае. А стланцевые культуры напрочь забыты» (В. К. Железов, «Сады Сибири», № 2, 2012 год). Ярче не скажешь!

Много интересных идей по защите слабозимостойких культур высказал В. Ф. Свистунов из Нижегородской области в своей статье «Крыша нужна всем даже абрикосу» («Сады Сибири», № 5, 2012 год), В. А. Пилипчак из Тогучинского района Новосибирской области («Сады Сибири», № 5, 2012 год) и многие другие авторы. Как говорится наболело!

После столь длительного вступления хочу продолжить тему защиты плодовых деревьев и поделиться своим опытом. Скажу сразу, что ничего нового я не делаю. Все мероприятия по подготовке к зиме в общем известны каждому опытному садоводу, но эффект от них будет только в том случае, если всё делать вовремя и в комплексе, не ограничиваясь какими-то отдельными приёмами. Вот перечень мероприятий, которые я делаю в саду ежегодно.

1. Осенью в сентябре октябре провожу снижение высоты плодовых деревьев путём вырезки проводников и побегов, сильно выросших за лето. Места срезов тут же утепляю раствором глины с коровяком, который, высыхая, хорошо держится на срезах до весны. Почему, вопреки всем правилам, делаю обрезку осенью? Да потому, что однолетние приросты, которые превышают намеченные габариты дерева, как правило, не удаётся надёжно защитить и они подмерзают при наших холодах. Деревья формирую преимущественно в кустовидной форме.

2. В эти же сроки провожу опрыскивание плодовых деревьев калийными удобрениями в концентрации 3-5 процентов двукратно с интервалом 1-2 недели. Калий способствует некоторому повышению зимостойкости. Кроме того, листья, получив повышенные дозы калия, быстрее опадают, что является сигналом о готовности дерева к зимовке.

Опавший лист не убираю, а оставляю в приствольных кругах в качестве мульчирующего слоя за исключением деревьев, поражённых паршой или другими грибковыми заболеваниями. Здесь я лист убираю и закапываю в землю или сжигаю.

3. В октябре провожу подзимний полив по 6-8 вёдер на дерево с добавлением калийных и фосфорных удобрений в рекомендуемых дозах, растворяя удобрения в поливной воде. Полив веду в заранее выкопанные канавки по периметру проекции кроны. Азотные удобрения осенью не применяю. А вот прошедшей осенью подзимний полив не потребовался. Исключительно дождливые август и сентябрь промочили землю на достаточную глубину.

4. В эти же сроки, но после обработки калием, провожу профилактические обработки против болезней 1-процентным раствором медного купороса, обрабатывая не только деревья и кустарники, но и землю в приствольных кругах.

5. Провожу мульчирование приствольных кругов лесной подстилкой, представляющей собой перепревшие листья, иголки хвойных деревьев и другие перепревшие остатки лесной растительности. Лес у меня рядом с садом и в нём сосредоточены запасы мульчи, так сказать, про запас.

6. Тщательно провожу побелку штамбов и скелетных ветвей свежегашёной известью, иногда с добавлением глины и коровяка, для создания более толстой, а значит более тёплой корочки. Стараюсь обработать максимальное количество ветвей, не откладывая эту работу на весну. Цель - защита коры от возможных солнечных ожогов и дополнительное мероприятие по борьбе с болезнями и вредителями.

7. Иногда, если хочется гарантированно сохранить цветочные почки на хорошо сформированных цветочных образованиях, провожу их дополнительную защиту толстым слоем глины с коровяком или, обмотав утеплительными материалами, которые есть под рукой (акрилом, мешковиной или другими).

8. Ну а дальше надежды на снег и лёд. Снега в наших местах всегда много, и я активно использую этот естественный природный утеплитель. Работая со снегом, учитываю как минимум две опасности:

а) под снегом живут мыши, которые могут нанести непоправимый вред плодовым деревьям, поэтому первые слои выпавшего снега уплотняю, отаптывая его, чтобы создать непреодолимый барьер для мышей. Как известно, они передвигаются зимой в рыхлых слоях снега у самой земли. Уплотнение снега пока надёжно защищало мой сад от мышиного вредительства-

в) толстый слой снега может привести к отломкам ветвей. Это происходит, как правило, весной, когда снег начинает таять и становится тяжелее. Отломка ветвей является следствием в первую очередь неправильно сформированных крон и большой снеговой нагрузки.

В качестве защитной меры я начинаю освобождать деревья от снега весной очень рано, в первой половине марта. В этот период уже минует опасность катастрофических морозов, которые могут погубить деревья, а снег ещё не тает и сухой. Работу по его уборке провожу очень аккуратно, в несколько приёмов, стараясь не повредить лопатой ветви и кору.

9. Зимой, когда наступает период самых сильных морозов, так называемых рождественских и крещенских, я дополнительно защищаю концы ветвей, которые не удалось спрятать под снег, с помощью ледяной корки. Её я создаю, опрыскивая ветви водой с помощью переносного опрыскивателя. Выполняя эту работу, учитываю, что работать приходится при температурах ниже 40 градусов, поэтому заполняю опрыскиватель тёплой водой, чтобы избежать замерзания.

Прошедшей зимой морозный период с температурами ниже 40 градусов у нас был короткий, в течение 8 суток, и я ежедневно проводил опрыскивание водой, постепенно увеличивая толщину ледяной корки, доведя её до 2-3 мм. Конечно, утеплительные свойства льда хуже, чем снега, но уменьшить хотя бы на несколько градусов мороз он сможет, и есть надежда на то, что возможного замерзания деревьев удастся избежать. В морозный период устанавливается сухая и безветренная погода, и лёд не испаряется, а держится до его окончания, испаряясь при первых же ветрах, которые приходят с некоторым повышением температуры.

10. Занимаясь садоводством в неблагоприятных климатических условиях, я выработал для себя основные принципы работы, которым следую неукоснительно. То есть: а) готовлюсь всегда к самой худшей, аномальной зиме, не доверяю долгосрочным прогнозам, народным или своим каким-то приметам- б) обеспечиваю плодовые деревья в течение всего вегетационного периода необходимым количеством удобрений и микроэлементов, а также вовремя избавляю их от болезней и вредителей. У здоровых деревьев больше шансов на удачную зимовку- в) не надеюсь особенно на зимостойкость сорта. При морозах в 50 градусов никакая зимостойкость не является гарантией того, что плодовые деревья не подмёрзнут.

Проделывая ежегодно большой объём работ по подготовке своего сада к очередной зиме и, кажется, предусматривая все возможные неприятности, я тем не менее никогда до конца не уверен в исходе зимовки. Каждая зима преподносит новые сюрпризы и я всегда с тревогой и надеждой ожидаю дня, когда растает снег. Эта тревога хорошо, не понаслышке знакома всем садоводам сибирякам, моим коллегам.

Удачной зимовки вам и вашим питомцам, друзья! Будем ждать весны и надеяться на лучшее!

Валерий Умецкий, Красноярский край

(Сады Сибири № 2, январь 2013)

От автора сайта. Статья Валерия Умецкого – пример трудолюбия, настойчивости и смекалки на пути к освоению садовых культур в самых суровых климатических условиях. Часто получаю письма с вопросами от садоводов, можно ли в их регионе (обычно в регионах с суровым климатом) развести настоящий сад. Как мы видим на этом примере, можно.

Я всегда отвечаю словами поэта: «Воля и труд человека дивные дива творят».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Сад в суровом климате красноярского края, меры по защите сада от климатических стрессов