Сухов борис николаевич из подмосковья, садовод-опытник и коллекционер

Через тернии к грушам

Всем известно под садовые участки отводят далеко не лучшие земли. И в подмосковной Икше сады расположены на бывших карьерах, где добывали песок и гальку для строительства канала им. Москвы. Участки здесь разные одни выше, другие ниже, поэтому и условия выращивания растений неодинаковые.

***

Борису Николаевичу Сухову особенно не повезло. Его сад на дне "чаши", где температура зимой обычно на 3-4 ниже, чем на равнине. Но, тем не менее, на выставке МОИП (Московское общество испытателей природы) мы не раз видели замечательные плоды с его участка. Причём это были груши, а их ведь выращивают гораздо реже более зимостойких яблонь. Решили во всём разобраться на месте.

И вот мы на территории садоводческого товарищества. Пытаясь отыскать улицу, вглядываемся в номера домов. А напрасно. Можно было бы идти и просто смотреть по сторонам мимо нужного участка всё равно бы не прошли. За заборами всё больше высокорослые яблони и вдруг ... необычный сад грушевый, деревья высотой всего в человеческий рост. На первый взгляд картина не каждому понравится, потому что чётким рисунком напоминает промышленный сад: ни цветника, ни лужайки, а ровные как по струнке ряды шпалер. Но в этом своя прелесть, свой стиль. На проволоке распластаны кроны, и на них много крупных и очень красивых плодов.

- Борис Николаевич, почему такое явное предпочтение груше? Яблони всё же морозов не так боятся.

- У груши свои преимущества. Урожай больше, плодоносит без периодичности, да и вкус плодов интереснее.

- И все же, согласитесь, не многие садоводы выращивают грушу. В таких условиях, как ваши, тем более.

- Не решаются, наверное. У меня тоже не сразу получилось. Ведь даже зимостойкие сорта требуют надежного подвоя. Чего только не перепробовал! Рябины в качестве подвоя не подошли ни обыкновенная, ни черноплодная, дички лесной груши тоже. Не оправдали надежды колючие айва и боярышник.

- Раз колючие, значит, путь ваш был тернист в полном смысле слова.

- Да. Спасибо Борису Александровичу Попову. К сожалению, не стало его недавно. А он многое делал для садоводов-любителей. Вот и мне посоветовал попробовать иргу. Начал я прививать грушу на иргу. И сейчас, спустя 30 лет, считаю её самым лучшим подвоем для груши. Во-первых, ирга высокозимостойкое растение. Во-вторых, её корни залегают поверхностно, и для них неопасны даже болотистые участки. В-третьих, дает сравнительно мало отпрысков. Но самое важное ирга сделала грушу карликом. А я и хотел иметь низкорослые деревья. Кроме того, у ирги эластичный ствол. Она хорошо гнётся, так что без труда на зиму укладываю растения на землю.

- И не ломаются?

- Нет. Конечно, когда осенью снимаю ветви с опор, связываю их шпагатом, пригибаю к земле, пришпиливаю, всё делаю осторожно и аккуратно. Кроме того, я прививаю черенки на высоте 70 см от земли. Если сделать прививку ниже, ирга не согнётся и сломается.

- Значит, ирга безупречный подвой?

- Меня она устраивает.

Хотя в местах срастания подвоя с привоем образуются наплывы и с возрастом разница в толщине стволов груши и ирги увеличивается. Но меня это не смущает. Я специально даю груше прочную опору.

Все ветви груши Борис Николаевич крепит к проволоке. Натягивает её на высоте 0,5-1 м от поверхности земли. Иргу сажает сразу на постоянное место через 1-2 м. Как правило, это двух-трёхлетняя корневая поросль с одним стволом или сеянцы такого же возраста. Посадка идёт в траншею глубиной 35, шириной 50 см. Туда садовод вносит немного обычных для всех ягодных кустарников удобрений и заполняет плодородной землёй. После посадки за лето ирга приживается, и уже на следующую весну садовод её прививает.

Мы просим Бориса Николаевича о прививке рассказать поподробнее.

- Прививаю 3-4-почковыми черенками или в расщеп, или способом улучшенной копулировки. Черенки груши заготавливаю ещё в начале зимы, заворачиваю в мешковину (она лучше пропускает воздух) и храню в снегу с северной стороны дома. Здесь он не тает вплоть до мая, то есть до срока прививки.

На следующий год весной обрезаю прирост на пять-шесть почек. И так каждый сезон. И вообще регулирую рост груш с та­-ким расчётом, чтобы ветви не выходили за плоскость шпалеры.

Действительно, хотя шпалеры расположены по всему саду, проход между ними свободный. Сад не загромождён. Ни одной лишней ветви, никакой тени. Все растения хорошо освещены.

- Сады расположены близко один от другого, продолжает садовод, и, как правило, их не обрабатывают химикатами, поэтому сам удивляюсь тому, что вредители нас не донимают.

- Как? А осы? перебивает Бориса Николаевича его супруга. Особенно в последнее лето. Погода стояла не ахти какая. Плодов в посёлке почти ни у кого не было. Вот и летели все осы к нам. Не представляете сколько. В каждой груше дырка. Сначала сердилась, а потом думаю: ведь осам тоже есть хочется. Только все просила Бориса Николаевича: будь осторожен, береги лицо.

- Александра Андреевна, но сад действительно чистый. По листьям и по плодам уже видно, что кормите растения как следует, делаем мы комплимент хозяйке.

- Стыдно признаться, но мы почти совсем не даём им удобрений дорогие они. Делаем так. Летом то там, то тут в разных местах сада роем плоские неглубокие ямы и в них укладываем все отходы, все выполотые сорняки, потом сантиметров на сорок Борис Николаевич засыпает их землей. За всё время (саду 35 лет) привезли лишь по две машины торфа и навоза. Да ещё была машина навоза от друзей на день рождения Бориса Николаевича. Очень он тогда обрадовался такому подарку.

Борис Николаевич своими наблюдениями делится с товарищами по обществу испытателей природы, приносит им плоды на дегустацию. Там их оценивают по качеству и внешнему виду, а дома своя «помологическая комиссия». Она хоть и малочисленная (супруга Александра Андреевна да её тётя), зато очень требовательная. Женщин Борис Николаевич слушает. Вот понравилась им яблоня Орловим будут выращивать, похвалили смородину сорта Лентяй пусть растёт, а Ядрёная не пришлась по вкусу кислая, значит, не стоит её, наверное, оставлять.

Ну а в грушевые дела садовод никого не пускает.

- Да мы и не в претензии. У нас чётко распределено, улыбается Александра Андреевна. Я отвечаю за овощи, тётя моя за цветы, но главное в саду, конечно, груши.

- Не в ущерб это другим растениям? Ведь Борис Николаевич посадил груши повсюду.

- Пусть сажает, где хочет, хоть на диване, раз ему интересно. Он сорта испытывает. Столько их перебрал. Но лучшими в наших условиях все же считает Чижовскую и Ладу, Праздничную и Отрадненскую.

- Вы с таким знанием дела говорите, будто сами садовод. А мы слышали, что вы строитель.

- Но и Борис Николаевич по профессии токарь, а сад такой вырастил, что многие часто спрашивают: «Почему у нас плодов нет, а у вас их каждый год много?» Он и другим не раз прививал деревья, обрезал их, доказывал, что карлики лучше, у соседей же свои отговорки: подвой для карлика не достанешь, и по урожайности с высокорослым его не сравнишь.

Недавно один наш садовод руку сломал упал с яблони, когда урожай снимал. Ну, думаю, теперь-то обязательно с нами согласится. Мы Борису Николаевичу собирать груши не даём. С карликов ведь снять урожай совсем просто и мне, и моей тёте, а ей, между прочим, 86 лет.

- Конечно, поддерживает Борис Николаевич, у нас все плоды на виду. Ни один не пропустишь и вовремя сорвёшь. Каждый плод попадает в руки, поэтому на грушах нет повреждений, и даже плоды Лады лежат месяц.

Первые груши мы получаем уже на второй год после прививки. А высокорослые деревья и в плодоношение вступают гораздо позже, и не один год подряд могут не плодоносить. Правда, в урожайные годы иные хозяева хвастают: плодов столько, не успеваем закапывать.

Вот уж действительно ­- нашли, чем гордиться. В саду Суховых с одной карликовой груши 8-10 кг плодов снимают ежегодно, а деревьев здесь примерно 30, вот и считайте четверть тонны.

И не только в урожаях дело. Наблюдения Бориса Николаевича за развити­-ем груши в довольно сложных природных условиях, проводимые им испытания разных сортов, характеристики которых даже у учёных иногда расходятся, считаем не менее важными и достойными подражания.

А ещё в саду Суховых мы нашли доказательство того, что карликовое садоводство в средней части России, о чём до сих пор нет однозначного мнения, доступно и эффективно.

Г. Ленская, Т. Юдина

(Приусадебное хозяйство № 5, 2004)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Сухов борис николаевич из подмосковья, садовод-опытник и коллекционер