Шаламов виталий николаевич, инженер конструирует сад, о жизни садовода
Инженер конструирует сад
С садоводом-любителем Виталием Николаевичем Шаламовым мне посоветовали познакомиться на Свердловской станции садоводства. Сразу оговорюсь: из разряда любителей Шаламов давно вышел в профессионалы. Судите сами. Его увлечению ровно полвека. Число испытанных им сортов учёту не поддаётся. Был знаком со многими известными плодоводами и селекционерами, в том числе с М. А. Лисавенко. Из первых рук получал посадочный материал. Садовод самостоятельно размножает подвои и выращивает саженцы. Изобрёл прибор для определения морозостойкости растений. Изучает влияние на них электричества.
Вот что рассказал Виталий Николаевич корреспонденту журнала:
- В 12 лет я уже умел прививать. Прочитал все труды Мичурина и других плодоводов. С тех пор стал собирать библиотеку. Сейчас в ней несколько тысяч книг по садоводству. И по сей день еженедельно просматриваю всю новую литературу, а каждые полгода трачу 1,5-2 миллиона (в прежних ценах. – Ред.) на подписку.
Первый в моей жизни сад заложил отец ещё до войны на склоне одной из Уктусских гор – Лысой. Располагался он удачно. Участок был в месте неморозобойном, защищённом от северных ветров. Зимой, осенью и весной холодный воздух стекал в низину.
В 1962 году из-за строительства сад попал под бульдозер, и пришлось искать новый участок. Тогда я взял агроклиматическую карту области и нашёл место в 70 км от Екатеринбурга в Белоярском районе (там начинается лесостепь) с наибольшей суммой положительных температур (1900-2000°, для сравнения: в черте города – 1760°). Купил дом в деревне. До меня садов там не было. Почвы глинистые, хрящеватые, с камнями, местами выходящими на поверхность. Зато развернуться есть где – земли 25 соток.
Сейчас только яблонь в саду 80. Посажены они через 1,5 метра, все на карликовых подвоях. В качестве подвоя использую Ранетку пурпуровую, затем 20-сантиметровая вставка (134, Прогресс, селекции В. И. Будаговского, С. Н. Степанова – от скрещивания парадизки с сибирками). На высоте 15 см после вставки прививаю карликовый подвой, выше на 5 см – штамбовый. Но деревья на штамбах в суровые зимы вымерзают, поэтому ни о какой формировке речи нет - просто свободная крона, чаще в виде веретеновидного куста, а внизу узкий двуплечий стланец «южных» сортов из Мичуринска и Россоши.
Я большой любитель груш. Помню, объездил крымские совхозы и попробовал плоды местной и французской селекции. С тех пор грушей заболел. Считаю её плоды самыми лучшими, исключая персик, который у нас не растёт. Грушу выращивал в стланцевой форме. Прививал на разные подвои: уссурийскую грушу, кизильник, иргу, боярышник, рябину, аронию. Пришёл к выводу, что наилучшим образом после морозных зим чувствуют себя груши, привитые на черноплодный кизильник. Прирост у них вызревает примерно на месяц раньше, чем у привитых на уссурийскую грушу и иргу. Значит, они лучше подготавливаются к холодному сезону.
У меня самая большая в области коллекция слив: из Хабаровска и Владивостока, из Артёма и Барнаула. Испытал восемь видов вишни: войлочную, железистую, курильскую, мелкопильчатую, сахалинскую, Максимовича, песчаную и низкую. Дальневосточные виды в наших условиях приживаются плохо. Сеянцы вишни мелкопильчатой (сакуры), сахалинской, Максимовича на собственных корнях ежегодно выпревали, и большинство их выпало в первые же годы.
Устойчивыми к выпреванию оказались сеянцы и прививки вишни курильской. Правда, плоды её среднего качества. А главное, зимостойкость для открытой культуры недостаточна – лучше выращивать в стланцевой форме. Очень высокая зимостойкость при средней устойчивости к выпреванию у сеянцев вишни железистой (японской). Варенье из неё, к слову, превосходное.
Лучшие плоды (из дальневосточных видов) у войлочной вишни. Я испытал большое количество сеянцев и сортов селекции академика Г. Т. Казьмина. Но в наших условиях все они слабо устойчивы к подопреванию и недостаточно зимостойки. Эту вишню нужно сажать под углом до 45 к поверхности почвы и укрывать на зиму снегом.
У сеянцев "американок" (песчаной и низкой) высокая зимостойкость. Первая даёт достаточно вкусные крупные плоды. Но наилучшим качеством плодов и высокой урожайностью отличались сорта вишни песчаной селекции В. С. Путова (32А, 36А, Пирамидальная).
Войлочную, песчаную, железистую вишни можно использовать в качестве подвоев для сливы, алычи, абрикоса, персика и вишнесливы – гибрид вишни песчаной со сливой различных видов. В разное время в своем саду испытал такие сорта, как Опата, Сапа, Майнер, Бета, Гайавата, Десертная дальневосточная, Любительский.
Ценные свойства вишнесливы – её позднее цветение (поэтому она уходит от весенних заморозков), высокая урожайность, небольшой размер куста. Но все перечисленные сорта, кроме Любительского, недостаточно зимостойки, их нужно укрывать снегом. Большой минус – слабая устойчивость к подопреванию. Однако кусты вишнесливы можно сохранить, если привить на неё выпревающие подвои или перевести на собственные корни. Ветви, засыпанные землёй, легко окореняются. Лучшие плоды у сортов Майнер, Бета, Гайавата (хороший вкус, масса плода 5-20 г). У Любительского, кроме того, высокая морозостойкость плодовых почек.
Сорта абрикоса по своему происхождению - южане. Но в природе есть ряд диких его видов (маньчжурский, сибирский), которые переносят морозы 40-45 . Селекционеры А. Н. Веньяминов (Воронежский СХИ), М. М. Ульянищев (Россошанская ОСС), Г. Т. Казьмин (Дальневосточный НИИ сельского хозяйства) скрестили «южан» с дикими видами и вывели сорта высокозимостойкие. Я получил косточки и черенки от Григория Тихоновича Казьмина, черенки 20 сортов от Алексея Николаевича Веньяминова и Михаила Михайловича Ульянищева, от садовода-опытника Виктора Васильевича Бессмертнова. В результате испытаний убедился, что в наших условиях возможны два пути выращивания абрикосов. Первый - массовый посев косточек абрикоса дальневосточной селекции и отбор высоко морозостойких не выпревающих сеянцев для штамбовой культуры. Но при этом не гарантирована регулярность плодоношения, так как из-за короткого периода покоя плодовых почек они подмерзают при резких колебаниях температуры воздуха во второй половине зимы, Второй - выращивание зимостойких сортов селекции А. Н. Веньяминова, Г. Т. Казьмина и других учёных в стланцевой форме на клоновых не выпревающих подвоях 140-1, 141-2 селекции Владимира Сергеевича Путова.
Кроме того, я выращивал несколько видов черёмухи, рябины, боярышника, персик, алычу, черешню и даже - шелковицу. Её семена получал из Саратова и Азербайджана. Южные сеянцы не выдержали зимних холодов, а «саратовцы» подмерзали лишь в особо суровые годы. Пришёл к убеждению, что от шелковицы будет толк, если выращивать её в стланцевой форме, а в качестве подвоя брать сеянцы от «северных» семян, для привоя ­- мужские экземпляры этих сеянцев и женские формы южных крупноплодных сортов. В позапрошлом году был большой сбор лещины, отменно плодоносит лимонник, а вот актинидия ежегодно подмерзает, зато собираю урожай шефердии, принсепии.
Если говорить о «простых» культурах, то земляник перепробовал множество, часто поддавался рекламе. Считаю, что полностью оправдывают себя старые сорта - Фестивальная, Рубиновый кулон, Талисман, а такой как Гигантелла Максима из сада убрал. В последние годы появились крупноплодные сорта чёрной смородины селекции Т. В. Шагиной со Свердловской СС: Глобус, Дракон, Аккорд- сорта В. С. Ильина из Южно-Уральского НИИ плодоовощеводства и картофелеводства: Пигмей, Дашковская, Сибилла. Они нисколько не уступают, на мой взгляд, сортам Т. П. Огольцовой. А у сорта Валовая ягоды бывают массой до 6 г.
Разговор с Виталием Николаевичем я хотела бы продолжать ещё и ещё, но он спешил на работу. На проходной его родного НПО «Автоматика» давно висит плакат, на котором меняются (в сторону роста) только цифры: «Зарплата не выплачена за ... месяцев». Руководству ничего не оставалось делать, как сказать: «Ребята, выживайте любыми способами». И дело закрутилось. В светлом производственном помещении, окна которого смотрят на юг, соорудили стеллажи размером 1,5х17 м и начали выращивать саженцы яблони и груши. Виталий Николаевич, попросил своих сотрудников заняться дичками. Через год многие из этих растений стали годными для прививки. Остальные подрастали до будущего сезона. Заказали пакеты, купили грунт, занялись зимней прививкой. Черенки достать не проблема. А весной саженцы в контейнерах продают. В прошлом году реализовали 2000 саженцев. Яблони «уходили» за 15-25 рублей, груши - за 25-30.
В саду Виталию Николаевичу экспериментировать уже не интересно. Есть задумка - связать свою основную специальность (а кандидат технических наук Шаламов – радиоинженер) с изучением физиологии растений. Думает создать несколько приборов. Один для изучения «ауры» растений, с помощью другого будут быстрее прорастать семена и срастаться прививки, третий сможет стимулировать общий рост, сократить ювенальный период (время от появления проростка до начала цветения), увеличить урожайность. Есть у Виталия Николаевича и другие интересные идеи. Главное – найти средства на их воплощение.
Тамара Юдина, г. Екатеринбург
(Приусадебное хозяйство № 6, 1998)