Садовод-опытник, сад в подмосковье, петренкин валентин николаевич
Каждый сорт хорош по-своему
Справедливо говорят: сколько садоводов – столько и садов. Кто-то увлечённо собирает коллекцию сортов. Кто-то держит деревья и кусты ради урожая. Для кого-то сад – некий опытный полигон, где испытываются новые сорта, проводятся разные бесконечные прививки. Ну а кто-то в своем саду просто отдыхает. У себя на участке подмосковный садовод В. Н. Петренкин удачно сочетает все эти варианты.
Я знаю Валентина Николаевича давно. Его стенд на ежегодных выставках в МОИПе всегда выделялся многообразием сортов и красотой плодов. Но выбраться на участок Петренкина как-то не получалось. Наконец желанный день настал. В сад Валентина Николаевича мы приехали осенью (дело было в позапрошлом, очень урожайном на яблоки году), когда плоды летних и почти всех осенних сортов были убраны. Зато нам удалось продегустировать множество плодов яблонь зимних сортов.
В саду Петренкина ряды плодовых деревьев аккуратно и низко обрезаны, кажется, что нет ни одной лишней веточки, под каждой ветвью с яблоками подпоры. Сам сад под залужением, и гулять по нему одно удовольствие.
Прямо у калитки растёт рябина, есть здесь и Моравская, и Бурка, и Невежинская - букет сортов. Вдоль фасада дома – виноград, он ещё молодой, но уход ему обеспечен хороший. Тут же, перед домом, сосредоточены посадки косточковых. По ходу дела узнаю: чтобы привить все косточковые (в первой декаде апреля), садоводу требуется неделя кропотливого труда.
Хорошо плодоносят черешни, радует и абрикос, особенно сорта Водолей, а кроме него есть еще Монастырский, Алёша, Царский, Смоленский ...
По дальней от входа стороне 12-соточного участка посажены ягодные кусты. Валентин Николаевич не без гордости поведал, что ягоды черной смородины сорта Ядреная бывают больше металлического рубля. Тут же, в этой части сада, ещё и жимолость, крыжовник, малина ...
Но целью нашего приезда была всё-таки дегустация яблок.
Сложно представить, что в Подмосковье не подмерзает американский зимний сорт яблок Кортланд, районированный в Саратовской и Волгоградской областях. Уйдя от этой беды, он, однако, попадает в другую: его добивает парша. Поэтому деревья обязательно надо опрыскивать весной по зелёному конусу и после цветения бордоской жидкостью. Зато сами плоды – загляденье: кожица тонкая, мякоть белая, рыхлая, и лежат яблоки очень долго, поэтому считает садовод, сорт надо сохранять.
Нормально чувствует себя на участке Валентина Николаевича и Россо­-шанское багряное (сорт выведен на Россошанской зональной опытной станции садоводства, получен от скрещивания Уэлси с Ренетом Симиренко, то есть во вкусе этих плодов можно не сомневаться). Яблоки нарядные, лежат долго.
Интересуюсь, на что привиты многочисленные сорта. Всего сделано около 300 прививок на 20 яблонях. Зимние сорта Валентин Николаевич прививает на зимние, осенние – на осенние. Весной, чтобы ускорить рост и плодоношение, проводит на стволах бороздование. «Такое впечатление, что после этой операции дерево «вздыхает», – говорит садовод. Осложнений после бороздования не бывает, камедь не появляется.
Пробуем яблоки сорта Вита, выведенного во ВНИИ селекции плодовых культур. Плоды у него с повышенным содержанием витамина С. Удивительно, но селекционеры даёт сорту за вкус 4,2 балла. А я бы поставила 5: жёлтое яблоко очень сочное, сладкое с небольшой кислинкой, пахнет лимонадом. Семенные камеры у плода мелкие, полуоткрытые.
Яблоки орловской селекции в саду Петренкина мне понравились больше других. Красивые, вкусные плоды у сорта Кандиль орловский. Лето в позапрошлом году было влажное, а на листьях деревьев этого сорта я не заметила ни пятнышка парши.
Плоды сорта Свежесть по вкусовым качествам уступают другим орлов­-ским яблоням (оцениваются в 4-4,1 балла), но учитывая, что они могут храниться долго (до следующего лета), этот сорт стоит иметь в саду. Валентин Николаевич снимает плоды Свежести ещё зелёными, а через месяц-полтора они становятся жёлтыми-жёлтыми (речь идёт об основной окраске). Долго лежат и плоды Куликовского, плотные, вкусные, ровные, сорт этот очень урожайный, деревья каждый год обильно плодоносят. Выделяет садовод и яблони сорта Строевское – за урожайность, красивые плоды и иммунность к парше. Орловский пионер – тоже очень урожайный сорт, один из лучших, плоды у него хорошего вида, с небольшой кислинкой.
Есть в прививках и другие орловские сорта: Память воину, Память Семакину, Зарянка, Веньяминовское, Ветеран, Вятич, Синап орловский.
Ренет Черненко Петренкин считает одним из лучших сортов. Сорт выведен в Мичуринске прославленным селекционером С. Ф. Черненко. Яблоки лежат долго, мякоть у них белая, колющаяся, очень приличного вкуса.
Сорт Зимняя красавица (Зимнее Камендровского) селекции подмосковного садовода, члена МОИП Е. Камендровского в саду Петренкина привит на трёх яблонях. Садовод возлагает на него большие надежды, уже дождался первого плодоношения. Вкус у яблок хороший, мякоть колющаяся, белая, сочная (недаром в «крови» у этого сорта Ред Делишес), и лежат плоды до весны.
Продегустировали мы и яблоки сортов селекции С. И. Исаева и МГУ.
Северный синап (селекции Сергея Ивановича Исаева) садовод использует в качестве скелетообразователя для зимних сортов. Да и сами яблоки этого сорта отличаются хорошим вкусом, длительным хранением, сорт скороплоден.
Нам достались последние плоды Осенней радости, они были не особо крупными, но очень красивыми, без признаков парши, мякоть у яблок кисловато-сладкая с пряным ароматом. Понравился вкус Коричного нового, он не уступает южным плодам, яблоки крупные. Такие же крупные плоды и у сорта Татьянин день, яблоки с характерными полосками, но вкус лично для меня оказался кисловат – не вовремя мы сорвали их с дерева. А вот плоды сорта Памяти Тихомирова, наверное, эталон вкуса. С отличным вкусом и плоды Сергианы.
Белорусские сорта зим­-него срока созревания к моменту нашего посеще­-ния сада ещё не созрели. Продегустировали мы только Белорусское сладкое, оно мне показалось приторно-сладким, не хватает кислоты.
Удалось попробовать плоды двух сортов селекции В. В. Кичины: Подарок Графскому и Легенда. Яблоки первого сорта крупные, весом примерно 170 г, и отличного вкуса. Сорт очень зимостойкий. У Легенды немножко не хватает сахара, хотя яблоко было перезревшим.
У Валентина Николаевича творческий тандем с другим моиповцем ­-Дмитрием Владимировичем Ляховецким. Они друзья – не разлей вода, и ра­-боту по изучению разных сортов ведут вместе. Участок Петренкина находится на юго-востоке Подмосковья на суглинке, окультуренном перегноем, участок Ляховецкого – на северо-востоке, во Владимирской области, в районе Киржача, в низине (часты возвратные заморозки), но на песке, из которого осадками питательные вещества быстро вымываются. У Валентина Николаевича урожай созревает на две недели раньше, чем у Дмитрия Владимировича. Отбор сортов коллеги по увлечению ведут по двум основным критериям – вкусу и величине плодов, лёжкость на третьем месте. Я поинтересовалась у Петренкина, от каких сортов он хочет отказаться. Пока только от одного – Бананового. Валентина Николаевича не устраивает вкус плодов, сорт этот он держал для того, чтобы его жёлтые яблоки ели те, кто не может есть красные.
В новом доме Петренкина огромный подвал, температура там держится в пределах 0°. Это отличные условия для хранения урожая.
После суровой зимы 2009-2010 г. пострадали многие сорта яблонь и других плодовых. Не скрою, я переживала за сад Валентина Николаевича. Но всё, как сообщил садовод, перезимовало достойно. Яблок, правда, после обильного плодоношения 2009 г. он собрал немного, зато порадовали груши сортов Нежность, Память Жегалова, а также черешня, вишня.
В минувшее засушливое лето садовод был занят в основном поливом. Каждые две недели выливал под каждую яблоню бочку воды (200 л). Не забыл, однако, и о других делах в саду. Посеял косточки черешни сорта Фатёж, к осени 50 сеянцев поднялись до 30-50 см. Это почти готовые подвои.
Проводит Валентин Николаевич эксперимент со сливами. К старым деревьям подсадил молодую поросль и привил на неё ветви с деревьев-старожилов. Со временем старые деревья уберёт.
Ну и конечно, на весну намечены многочисленные новые прививки. Эту экспериментаторскую «болезнь», как пошутил садовод, у него уже не вылечить ...
Т. Юдина
(Приусадебное хозяйство № 1, январь 2011)