Вишня в татарстане
Ежегодно с урожаем вишни, но ...
В Татарстане есть уникальное место, какое едва ли ещё сыщешь на Земле. Это крутое правобережье Волги от города Свияжска до Ульяновска. Особенность его в том, что здесь на протяжении около 300 км параллельно с Волгой течет её приток - река Свияга. Но Волга несёт свои воды с севера на юг, а Свияга – с юга на север. Юго-восточный склон правобережья – благодатный садовый край. Стоит посадить в здешний чернозем саженец или черенок – вырастет плодовое дерево и без лишних хлопот одарит вас урожаем.
Вот в этом прекрасном уголке природы в селе Теньки Камско-Устинского района наши деды и отцы заложили станцию плодоводства по выращиванию и размножению садовых культур. Впоследствии она стала подразделением Татарского НИИСХ. Немало сортов яблони, вишни и сливы выведено в Теньках. Многие из них районированы не только в Татарстане, но и в других регионах России. Однако все сорта косточковых культур, выведенные и в Теньках, и в других селекционных центрах, у нас на равнинных участках, а тем более в низинных местах урожая не дают.
Анализируя такое положение, многие учёные и практики пришли к выводу о непригодности равнинной местности к возделыванию этих культур. Нужны склоны крутизной не менее 5-6°. Слов нет, в крупных садоводческих хозяйствах всегда можно найти такое угодье. А что делать садоводу-любителю? Нас таких равнинников не меньше половины и всем вишню не сажать? Я с этим категорически не согласен!
В свое время известный селекционер А. М. Тверитинов у нас в Татарстане в Мензелинке из зарослей вишни выделил форму и совместно с А. С. Вологдиной и Г. И. Розановой вывел сорт Мензелинский. В наших условиях это непревзойдённый по зимостойкости сорт вишни. Вот он-то и выручал нас, садоводов-равнинников, в 1960-70-е годы. Но потом на эту вишню навалился коккомикоз. Пришлось мне и другим садоводам переключаться на другие сорта, но результаты, прямо скажем, были нулевые. Не родилась у нас вишня – и всё тут. Лишь Владимирская иногда баловала урожаем и то очень хилым.
Пришлось возвращаться к Мензелинской. Теперь держу на участке одно деревце этого сорта. И без вишни никогда не остаюсь. А как же, спросите, болезни? Приходится бороться. Вначале проводил двукратное опрыскивание бордоской жидкостью: 3%-ной – до распускания почек (по зелёному конусу) и 1%-ной – после цветения, когда начинают образовываться плоды. Последние 3 года обрабатываю толь­-ко один раз – после цветения. Результаты меня вполне устраивают.
Многие, замечая у меня на участке спелую вишню, спрашивают:
- Что это за сорт такой особенный? Плодоносит, когда у других ничего нет! Нельзя ли позаимствовать кустик?!
- Можно, – отвечаю, если от коккомикоза обрабатывать будете. А если посадить и забыть – толку не будет. Тогда вишней лучше вообще не заниматься, а покупать её на базаре. По моему убеждению, бордоская жидкость – достаточно надёжный препарат против этой болезни. Здесь присутствуют медь и нейтрализующая кислоту известь. Это проверенный временем препарат, им пользовались ещё наши деды и прадеды.
Второй недуг вишни - камедетечение. Чем только не боролись с этим злом! Всё бесполезно. Вишни засыхали на глазах. Агрохимический анализ показал – почва слабокислая. После известкования всё встало на свои места. Вот уже более 20 лет как о камедетечении забыл. Известь вношу каждые 3-4 года.
За такую заботу вишня отплачивает сполна. В 2005 и 2006 годах из-за зимних холодов, весенних заморозков и похолодания вишни не было даже в самых лучших местах её произрастания, а Мензелинская за счёт высокой зимостойкости и самоплодности дала хоть и небольшой урожай, но вполне достаточный для нашей семьи. В 2007 г. мы собрали 18 кг вишни (дерево невысокое, всего 2,5 м), а в 2008 и 2009 годах – по 14 кг.
Несмотря на это хотелось бы иметь и другие сорта, не менее зимостойкие и самоплодные, устойчивые к коккомикозу, а самое главное – дающие урожай на равнинных, а может и низинных участках. Но для этого селекционерам нужно спуститься со склонов. А пока ждём!
В. Мешанов, кандидат сельскохозяйственных наук, г. Казань
(Сад и огород № 4, май-июнь 2010)