Церападус, гибрид вишни и черёмухи
Видео: Церападус от цветов до ягод
Церападусы - дети вишни и черёмухи
Церападусы – это гибриды между вишней и черемухой. Их наименование составляет первый слог от латинского названия вишни ("Cerasus") и черемухи ("Padus"). Церападусы – это растения, полученные от опыления цветков вишни пыльцой черемухи (вишня и черемуха), если же, наоборот, пыльцой вишни опылялись цветки черемухи (черемуха и вишня), то гибриды называются "падоцерусы".
Первым, кто получил церападусы, был И. В. Мичурин. Стремясь повысить зимостойкость вишен, он решил ввести в их наследственность, как сейчас принято говорить, ген зимостойкости черемухи, для чего скрестил вишню с черемухой Маака. Справедливости ради отмечу, что сейчас этот вид черемухи ученые склонны принять за вишню.
Церападус кистями своих плодов напоминает черемуху, а их размерами – вишню. У церападусов, полученных И. В Мичуриным, в кистях было от 3 до 6 плодов, массой 1-1,5 г каждый. Вкус плодов разный: от неудобоваримого, буквально хинного, у некоторых деревьев, до сравнительно приятного у других. И. В. Мичурин предсказал этому растению большое будущее для выведения новых особо урожайных сортов вишни, плоды которых будут расположены кистями, как у черемухи, а не в одиночку или попарно, как это бывает у вишни.
Интерес к церападусам вновь возник в шестидесятые годы, когда на вишневые насаждения обрушилась сокрушительная грибная болезнь – коккомикоз. Она выражается в том, что в июне на листьях появляются красновато-коричневые пятна. Листья желтеют и преждевременно опадают, а деревья слабеют и вымерзают даже в сравнительно теплые зимы. Один из путей спасения вишни – создание для нее зимостойких, коккомикозоустойчивых подвоев. Вот тут-то и вспомнили о церападусах. Они как раз и обладают этими качествами, а вишня, будучи одной из их родоначальниц, хорошо на них прививается. Годы настойчивого труда, и на Орловской опытной станции (ныне ВНИИСПК) селекционер А. Ф. Колесникова создала церападус, ставший первым подвоем для вишни – ВП-1, и чуть позже ОВП-2, ОВП-3 и Рубин. Эти подвои действительно коккомикозоустойчивы, зимостойки, а привитые на них деревья характеризуются высокой продуктивностью. Все эти подвои включены в Государственный реестр.
В совместной работе Крымской ОСС ВНИИР и ВСТИСП (г. Москва) с использованием мичуринского церападуса № 1 получены клоновые подвои среднего роста для черешни – ВЦ-13 и ЛЦ-52. Продуктивность деревьев на этих подвоях высокая. Особенно интересен подвой ЛЦ-52, который в сравнении с ВЦ-13 более устойчив к коккомикозу и образует меньше поросли.
Но ученые не забыли и предсказания И. В. Мичурина о том, что церападусы в будущем, очевидно, дадут для культивирования в садах и совершенно новые самостоятельные виды. И это пророчество тоже сбылось. А. Ф. Колесникова получила первые в истории формы церападусов с вполне съедобными плодами. Говорю об этом с полной ответственностью – сама в ее коллекционном саду все перепробовала. Они отличаются высокой устойчивостью к коккомикозу, зимостойкостью, урожайностью и, хотя уступают вишне по качеству плодов, вполне пригодны для технической переработки. С включением церападусов в повторные скрещивания с вишней (кстати, на это ушло более 20 лет) А. Ф. Колесникова получила уже пользующиеся популярностью сорта Долгожданная и Новелла, которые, хотя и отнесены к вишне, на самом деле есть не что иное, как церападусы. Плоды у этих сортов вишневого размера и достаточно вишневого вкуса, число в кисти 3-4.
Сорт Новелла включен в Госреестр селекционных достижений для Центрально-Черноземного региона. Отличается повышенной устойчивостью к коккомикозу и частичной самоплодностью. Не менее важна также зимостойкость дерева и цветковых почек. Срок созревания среднеранний. Плоды массой до 5 г, почти черные, оценка вкуса – 4,2 балла. Урожайность 15 кг с дерева. Сорт универсального назначения.
Работу с церападусами профессор А. Ф. Колесникова продолжила в Орловском государственном университете, где получила интересные формы Пединститутская. Правда, плоды их помельче вишни, но зато по 6 штук в кисти. Оценка вкуса – 4 балла.
В Московском институте садоводства (ВСТИСиП) с участием церападуса № 1 создан сорт Русинка. Выделяется высокой зимостойкостью дерева и цветковых почек. Самоплоден. Это обстоятельство обеспечивает ему, например, в Москве, ежегодное плодоношение. Здесь Русинка дала свой обычный (8-10 кг с дерева) урожай даже после двух последних коварных зим. Срок созревания поздний. Плоды некрупные (3,0 г), почти черные, кисло-сладкие (вкусовая оценка 4,0 балла). Они вполне пригодны для потребления в свежем виде, но все же преимущественно технического назначения.
Большая работа с церападусами велась О. В. Жуковым во ВНИИГиСПР (г. Мичуринск). Здесь выведен черемухово-вишневый гибрид падоцерус-М, который послужил исходной формой для создания вишни сорта Алмаз. В свою очередь Алмаз стал родоначальником замечательного сорта, названного О. В. Жуковым Харитоновская (по фамилии матери, помогавшей ему в работе). Сорт включен в Государственный реестр по Центрально-Черноземному региону. Неожиданная смерть оборвала работу селекционера, но его дело продолжается, и из полученных им падоцерусов уже выделены сорта Жар-птица, Корона, Аксамит.
Так сбывается пророчество И. В. Мичурина, и церападусы набирают силу и как рукотворная плодовая культура, и как устойчивые подвои для вишни и черешни.
Ирина Сергеевна Исаева, доктор сельскохозяйственных наук, тел. +7-903-234-60-05,e-mail: [email protected]
Источник: http://plodosad.ru