Философские размышления о науке и садоводстве самоназванного мэтра российского садоводства валерия железова
Оптимистическая трагедия
Будущее садов теперь уже за внуками. Да, это так – детей упустили, пока мы в самый трудный период перестройки (да и в наши дни), старея, не выпускали тяпки из рук, наших детей переманила красивая жизнь. В результате дачи хиреют и зарастают.
Вот нередко обычная картина и в моём саду: увлечённый разговор между нами, «стариками», С одной стороны, и скука их детей, которые, доставив своих предков ко мне, с безучастным видом держатся в стороне, правда, с удовольствием поедая фрукты – они ведь вкуснее, чем магазинные.
Многие из взрослых детей достигли благополучия, построили коттеджи на больших земельных участках и посадили красивые ... сорняки-дикоросы. А уже своих потомков кормят импортными красивыми, но отравленными фруктами, не задумываясь об их здоровье.
Я знаком со многими уникальными садоводами. Все они достигли определённого высокого рубежа, но продолжать-то надо от достигнутого. А детей рядом, в саду ... нет ни у кого из них. Неужели и вправду природа «отдыхает на детях»? Наука нашла уже множество конкретных генов, отвечающих за самые разносторонние свойства характера человека. Вот только наборы генов у нас всех разные, делающие нас неповторимыми.
А «ген садовода», он, что ли, отсутствует в человеческом организме, раз дети его не наследуют? Позволю себе предположить, что он-то есть буквально в каждом из нас, но относится к группе «дремлющих». Надо его только разбудить.
Но не всё так безнадёжно. Расскажу, как пробуждал «дремлющий» ген у своего любимого крёстного сына Серёжи – совершенно современного ребёнка, проводившего бессонные ночи за компьютером, играя, по выражению недовольной бабушки, «в чёртиков». В 13 лет, пользуясь правами отца, я вручил ему &hellip- тяпку. В 14 – он сделал первые 3 прививки, правда, неудачные. В 15 – десятки уже удачных прививок. В 16 - заработал неплохие деньги на карманные расходы. Заодно утёр мне нос.
Я-то в холодную погоду часами стоя на коленях, делал окоченевшими руками на месте клинья для прививки в расщеп. А он в тепле, за столом делал их же сразу по полсотни и опускал в кружку с водой. Естественно, прививал быстрее, и руки не успевали замёрзнуть, и качеством прививок почти сравнялся со мной.
Затем жизнь его закрутила, занесла в другие края, и нигде (а попробуйте без протекции) удачи не было. И тут случается то, на что я в душе и рассчитывал. Походив «в упряжке» в чужих краях, поработав «на дядю», Сергей решил продолжить мой путь, отталкиваясь от того, что мною уже было достигнуто. Правда, я боялся, что из него выйдет не более чем удачливый «бизнесмен» – в смысле производителя и продавца саженцев, который обречён на удачу, используя мою эффективнейшую технологию и «раскрученную» фамилию.
Тем более что я сам посоветовал ему сменить фамилию и стать «Железовым» и «Валерьевичем». Но до этого был непростой разговор и обещание Серёжи не опозорить её, фамилию-то, перейдя на сверхлёгкую халтуру – то есть никаких «семенных» саженцев (исключая селекцию и дикий маточный сад), а только привитые древовидные саженцы и укоренённые ягодные кустарники. Рассказал будущему «авторитету» (пока в кавычках), сколько недружелюбия и даже ненависти вызывают успехи эффективных садоводов у тех, кто не может вырастить сады даже в более благоприятных климатических зонах. Ну что ж, раз не отговорил – пусть пробует.
Уже сейчас я скорее бы ему, а не выпускнику сельскохозяйственной академии с красным дипломом доверил закладку промышленного сада. Хотя ... ни тому (пока) и ни другому. А как же селекция?! Я-то ведь, можно сказать, уже «на исходе», только и успеваю хоронить старших друзей-садоводов.
Не было бы этой статьи, если бы не счастливый случай. Мой «бизнесмен» Серёжа (уже 23 года) звонит и взволнованным голосом просит приехать в сад. Приезжаю – он подводит меня к груше сорта Сварог (на снимке) и задаёт недоумённый вопрос: «Почему на двух других Сварогах плоды невкусные и давно упали ещё зеленоватыми, а на этом – ярко-жёлтые, сочные и вкусные?»
Когда я объяснил, что это благодаря тысячекратно обруганной, как «неправильной», вегетативной гибридизации (кроме неё привил на тот же подвой ещё два сорта чисто сладких груш), он задал вопрос, на который не нашла ответ наука до сих пор. Вот он: «А если срезать ветку именно с дерева со сладкими плодами, сохранятся ли их качества на других подвоях?»
И тут я понял, что мои старания увенчались успехом – «ген селекционера» проснулся! Теперь я не могу вытащить его из сада, «недовольно» бурча, что «все дети – как дети, сидят себе за компьютерами и ... геморрой и бесплодность зарабатывают».
Уже дважды выманил в Сибирь другого сына, Артёма с Украины. Уже многому научил и жду, когда в нём проснутся мои гены (фото моих сыновей перед вами).
В том, что практически всех детей не интересует садоводство, что они не видят и не понимают, в каком красивейшем краю живут, виновата в том числе и ... школьная программа по биологии, вызывающая у них только отвращение.
Люди старшего поколения, прочтите сейчас вслед за мной несколько абзацев из учебника «Биология» для девятого класса за 2006 год. Начинается очень хорошими словами: «Биология – наука о жизни». А дальше то, что не уложится ни в одной детской и даже во взрослой голове. Не верите? Вот вам подборка терминов без расшифровки в книге (да и зачем? Они, дети, так поймут?): «филологическая адаптация», «миоглобин в эритроцитах», «репродуктивная изоляция», «хромосомный кариотип», «гетеротрофы», «нитрофицирующие бактерии», «лизосомы в аппарате Голджи» И сотни подобных других.
А вот «ценные» для детей сведения:
* «большая биохимическая гибкость гетерозиготных организмов приводит к их лучшему выживанию, в пользу гетерозигот»-
* «мутационный процесс – источник резерва наследственной изменчивости популяций» И тому подобное.
Не поверите, и таких предложений в книге сотни! Лично я открыл учебник только потому, что знакомая учительница рассказала мне, как мучилась и плакала её племянница-отличница над сложнейшим текстом, недоступным пониманию, скажу без преувеличения, всех детей и взрослых.
И вот сидят миллионы школьников в классах и годами тупо смотрят по сторонам, даже не пытаясь хоть что-то понять. И их всех выручает только то, что чиновники скорее уволят учителя за неуспеваемость ученика, чем отчислят ученика-двоечника. Но и тех и других спасает тысячекратно обруганная процентомания.
Не видя смысла в таком идиотском «воспитании» детей и поломав голову, я все же догадался, в чём причина появления таких «грамотных» учебников. Просто «группа докторов наук» решила «срубить деньжат по-лёгкому» и переписала целиком университетский курс в школьный учебник. Вызубрят, мол, дети «умные» слова и будут у нас в России свои и фрукты, и овощи. А о том, как на деле надо их вырастить, в книге – ни слова.
Результат использования таких учебников – бездумное существование детей в школах. И, как следствие, порождённые тупость, равнодушие, бездуховность и даже жестокость. Жестокое обращение с животным миром внушалось ещё и нам, старшему поколению.
Страшная картина моего детства: директор и завхоз (!) в окружении нас, учеников, умерщвляют черепаху, а мы, потрясённые, прячась за спины друг друга, кричим – убийцы! Но черепаху всё же с трудом и чувством выполненного долга убили, заспиртовали и труп выставили в классе. До сих пор с содроганием вспоминаю этот случай и не нахожу ответа на вопрос – а почему нельзя было изучать живую черепаху? Жила бы она рядом, в пруду, а её в стеклянный шкаф, мёртвую, чтобы не убежала.
Нас заставляли зубрить, чем отличается «продольно-полосатый» червяк от «поперечнополосатого». Зачем?! А о пользе этих трудяг – ни слова. На обложке той, школьной «Биологии» был изображён вызывающий только отвращение анатомический разрез распотрошённого зайца. Много ли дало нам изучение этих потрохов на фоне того, что мы и сейчас не знаем, где у нас, людей, находится печень, пока она не заболит и лечить её уже поздно?
Примечание: раз авторы современной «Биологии», о которой я рассказал выше, за своё «творение» получили премию президента РФ - значит, ждать нормального учебника, который научит детей видеть красоту природы, беречь её и защищать, не приходится.
Свет в окошке – письма от двух учителей средних школ Алтая и Красноярского края. Из самых глубинок, где уже полно фруктов - импортной вкусной и отравленной дряни, но нет садов. Помог им с посадочным материалом, раз хотят посадить сады. Написал несколько статей и растиражировал их первый опыт в газетах.
Прошло два года, и на этом пока всё. Вроде подключилась к разговору Госдума, но продолжения не последовало. Зато дети продолжают с отвращением делать вид, что глядят в учебники биологии, не понимая ничего. Догадайтесь с одного раза, уважаемые читатели, почему Сергей, прирождённый садовод и ещё очень молодой, не хочет поступать в с/х институт и учиться на агронома. Для молодых садоводов, будущих его друзей, уже сейчас сообщаю его телефон: 8-923-336-82-66.
Таким я вижу начало книги для детей? А вот таким: «Космос – это гигантские пустые пространства с жуткой отрицательной температурой. И только кое-где, учитывая масштабы, там и тут, если смотреть со стороны, светятся искорки-звёзды. А вокруг одной из них, одна на миллионы мёртвых планет, вращается именно живая зелёно-голубая планета Земля.
Оторвитесь, ребята, на время от учебников. Ваш класс, в отличие от математики и физики, будет другим. Учителя поведут вас в ближайший лес, пока он ещё не срублен, а ценнейший гумус (основа жизни) не закатан под асфальт. И, может быть, именно вы, познав всю красоту и уникальность природы из экскурсий и этого учебника, когда вырастете, станете живым щитом на пути бульдозеров и асфальтоукладчиков. А ещё посадите сады и парки. Там будут плоды без химии, там запоют птицы и вырастут грибы, а белки, которых вы никогда не видели, будут сидеть на ваших плечах и есть с ваших рук ...»
Валерий Железов
(Сады Сибири № 23, декабрь 2013)