Книга умный сад. Как перехитрить климат, вступительные статьи, агротехника сада суровых климатических зон
Н. И. Курдюмов, В. К. Железов
В 2012 году в издательстве "Владис" вышла книга, которая стала долгожданным подарком для садоводов. Она так и не смогла дойти до провинции: в книжных магазинах и киосках Южного Кузбасса, как я понял, о ней и не слышали. Благодарен Г. Ф. Распопову, который мне прислал экземпляр. А до этого мне прислали распространяемую в Интернете рукопись, которая принципиально отличается от окончательного варианта, вошедшего в книгу. Чтобы исключить разночтения, я решил опубликовать отрывки из книги.
Г. Казанин
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО СОАВТОРА И РЕДАКТОРА ПРОЕКТА
В который раз привет Вам, дорогой читатель!
Книга, которую Вы держите в руках, – пожалуй, самая необычная из всей моей серии. В прошлых книгах я выискивал правду, не подлежащую сомнениям. В этой книге я нашёл много правды, от которой наука и многие садоводы давно открестились.
Оказывается, жёсткие условия – будь то критические морозы, жара и засуха или плохие почвы – отнюдь не единственная, и даже не главная причина гибели наших садов! Есть другая причина: мы не умеем выращивать действительно сильные, здоровые и устойчивые деревья. Классическая агрономия никогда не ставила такой задачи – это слишком дорого и неудобно для производства. В итоге зона садоводства ограничена самыми благоприятными областями. В итоге и мы, любители, выращиваем «инвалидов детства», а часто и добиваем их своим «уходом».
Первый рывок на север в садоводстве сделал И. В. Мичурин. Сейчас это движение застопорилось: и сорта, и агротехника дошли до своей северной (она же сибирская) границы. Как и сто лет назад, массовый дачник и селянин пребывает в угрюмой уверенности, что «здесь ничего не вырастишь». Думаю, теперь садоводы-любители могут сделать новый рывок. Мы выносим на ваш суд методы более успешного северного садоводства. Во-первых, это более разумная северная агротехника. Во-вторых – селекционная адаптация сортов на местах. И то, и другое применимо вообще к любым жёсткостям климата – морозу, жаре, засухе.
История книги началась два года назад. Посмотрел сайт сибиряка Валерия Константиновича Железова. «Крышу» сразу покосило: абрикосы! На Кубани – нету, а у него – завались! Потом «крышу» просто снесло: на фотографиях – ни одного пятнышка болезней, ни одной щербинки от вредителей. Сливы, каких у нас не бывает, – полупрозрачные на просвет. Сладкие груши, крупные яблоки ... при сорокаградусных зимах. Это что же за рай земной?
А потом я прочёл рукопись книги. Мама дорогая!!! Вопросов на порядок больше, чем ответов! Но что-то моя хилая интуиция уловила – тут же согласился на помощь в издании и соавторство. Потом ездил к Железову на Енисей, в Саяногорск – город, построивший Саяно-Шушенскую ГЭС. Потом ещё год мы спорили, как говорит Жванецкий, «до хрипоты, до драки».
Валерий Константинович – не агроном. Тут случай куда тяжелее!
Результативный садовод-любитель, трудяга с огромным опытом и своей методикой. Бесстрашно мыслящий, наблюдательный опытник с сильной интуицией. Шестидесятилетний мальчишка, верящий в чудо, и дилетант с профессиональными амбициями. И главное – человек, душой, словом и делом болеющий за успех сибирского садоводства. Такого нахрапом и учёностью не взять! Пришлось провести настоящее научное расследование – перешерстить всё от молекулярной генетики до теорий эволюции, напрячь многих учёных. И постоянно обсуждать с ним всё найденное! В конце концов, мы разобрались-таки, что же делает Железов. И только сейчас я осознал главное: батюшки-светы, а ведь сколько нового узнал и понял, пока работал!
Теперь о самой книге.
Сразу оговорюсь: она мало похожа на рукопись Железова. Текст книги – полноценное соавторство. Многие главы писаны вдвоём: я не мог не добавить свои мысли и важные для меня данные. Теперь мы оба знаем и понимаем всё, что знали по отдельности. Но авторский голос остался за Валерием Константиновичем: он – автор изначальной рукописи.
Не могу сказать, что текст будет лёгким ручейком сам вливаться в ваши распахнутые души. Мы сделали всё, что смогли, но чтиво получилось весьма непростое, очень объёмное и обстоятельное. Посему настоятельно рекомендую читать в день по одной главе. Мои читатели почему-то игнорируют этот совет, заглатывая книги целиком. А зря. Хотя я их понимаю. Когда дети приносят очередной десяток серий нашего любимого сериала, мы совершенно не в состоянии смотреть по одной серии в день ...
Самым трудным было подобрать фотографии. Это же просто мучение – пытаться вместить сотни интересных снимков в жалкие 96 «дозволенных» фотографий. Конечно, не получилось. Многое очень важное осталось за кадром. Прошу на сайт В. К. Железова – там увидите намного больше.
Термины и непонятные слова я постарался вынести в сноски. Но – напоминаю в тринадцатый раз! – если чувствуете потерю интереса, сонливость, отупение или раздражённое несогласие (!), вернитесь назад по тексту и отыщите СЛОВО, на котором ваши мысли споткнулись. Ну не понимаете вы его. Или понимаете не так, как нужно. Или не в том контексте. Кстати, что такое контекст? (Контекст – законченная часть текста, из которой становится ясен смысл отдельного слова, мысли, фразы. Классический пример из Мичурина: «Мы не должны ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача. В каком только смысле не используют эту вырванную из контекста мысль! А ведь речь шла только о поиске и улучшении плодовых культур – что становится ясно из контекста).
А вот препятствие, самое коварное для начитанного и учёного садовода: вы привыкли понимать слово по-своему, и не согласны понять его в контексте – так, как понимает автор. Вместо того чтобы просто понять мысль автора, вы начинаете возмущаться и презирать его за «безграмотность». А ведь автор ни при чём. Правильное значение слова в конкретном тексте – то, которое имеет в виду автор. Вы просто этого не поняли.
Конечно, наша книга – не инструкция, не предписание, не канон.
Упаси вас Бог бездумно верить всему изложенному! Любая теория и практика – лишь точка зрения автора. Ваша задача – применить её творчески, сообразуясь со своими целями, возможностями, обстоятельствами и условиями.
Несомненная ценность книги: это практическое руководство. Редактор одной из ведущих садоводческих газет как-то написал автору: «С вашей агротехникой надо разбираться научно-исследовательским институтам. А пока мы это печатать не можем». Разумеется, я – не институт. Но по долгу работы разобрался, насколько смог. И разобравшись, не понимаю, что тут сложного. Это самая естественная и природная агрономия из всех мне известных.
Что спасает деревья в особо суровом климате? ПРИРОДА. ЧТО убивает их? ОШИБКИ САДОВОДА, верящего книгам больше, чем природе. Вот и весь секрет северной агротехники. Воистину, наша задача – взять у природы её милости. Именно это, в буквальном смысле, и завещал великий Мичурин – если не просто контекст учитывать, а ещё и в слова вдумываться.
Вот именно такого приятного чтения я вам и желаю!
Искренне ваш, Николай Курдюмов
СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!
Выход книги – праздник для нас с Валерием Константиновичем.
От души благодарим всех, кто, так или иначе, помог нам в работе. Наши особые благодарности:
Ирине Сергеевне Исаевой, потомственному учёному и садоводу – за важнейшую подсказку, ставшую толчком для дальнейших исследований-
Алексею Соломахину, научному сотруднику ВНИИС – за заботу, гостеприимство и встречи в Мичуринске-
Геннадию Яковлевичу Щербенёву, селекционеру – за интереснейшие данные в области генетики-
Александру Голубеву, биохимику и селекционеру – за подробные консультации и теоретическую помощь-
Юрию Михайловичу Чугуеву, садоводу-революционеру – за прорывной успешный опыт-
Владимиру Васильевичу Степанову, руководителю НПО «Сады России» – за гостеприимство и возможность встретиться с интересными садоводами-
Геннадию Фёдоровичу Распопову, садоводу-опытнику – за интереснейшие новые данные по питанию растений-
Владимиру Павловичу и Николаю Павловичу Пителиным – за бесценный опыт уральского садоводства-
Виталию Николаевичу Шаламову – за успешный опыт и прекрасные аналитические статьи-
Геннадию Петровичу Казанину – за информационную поддержку и обширнейший сайт-энциклопедию-
Владимиру Терентьевичу Горнаулову – за участие и анализ методов селекционной адаптации-
Юрию Алексеевичу Лотенкову – за поддержку, идеи и опытные данные-
Александру Ивановичу Кузнецову, алтайскому садоводу и селекционеру – за вдохновенный опыт природного садоводства, гостеприимство и помощь-
Михаилу Николаевичу Матюнину, селекционеру и знатоку косточковых на Алтае – за участие и теоретическую помощь-
Турсунпулоту и Татьяне Ивановне Дускабиловым, учёным Абаканского. НИИ аграрных проблем – за помощь и консультации-
Евгению Ивановичу Пискунову, фермеру – за ценный опыт и знания, которыми он поделился-
Ивану Леонтьевичу Байкалову, селекционеру – за участие и интересные данные-
Адольфу Александровичу Бельтяевскому – за помощь, участие и опыт садоводства-
Борису Иосифовичу Боднару, Владимиру Степановичу Бородичу – за общение, помощь и участие-
Валере и Тане Жестовским, Леониду и Тане Чернобаевым – за гостеприимство, заботу и ценный опыт-
Активистам центров природного земледелия «Сияние»: Диме и Наташе Иванцовым, Диме Славгородскому, Валере Защитиной – за помощь и заботу в моём сибирском турне.
ОТ АВТОРА РУКОПИСИ
Выражаю свою глубокую благодарность другу и соавтору этой книги, Николаю Ивановичу Курдюмову, опытному садоводу и дотошному исследователю. Он – единственный из известных людей, кто понял и поддержал меня в трудный период жизни. Вся книга пронизана его мыслями и материалами. Он отважился отредактировать, дописать и издать эту книгу, что сравнимо с прыжком в пропасть. Вместе со мной он заглянул в неведомое – ЗА ГОРИЗОНТ, разделив не только признание, но и критику, и тяжелый гнёт ответственности. Наша совместная работа стала знаковым периодом и важной вехой в моей жизни.
В. К. Железов
УМНЫЙ САД: НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!
Уважаемые садоводы!
Вы держите в руках книгу, которую все мы, сибиряки, очень долго ждали.
Сибирь – не зона промышленного садоводства. По мнению многих специалистов, живущих по ту сторону Уральских гор, сибирское садоводство – развлечение для любителей-энтузиастов. Этот старый миф сродни тому, что у нас по улицам городов медведи ходят. История сибирского садоводства началась ещё с декабристов: это они вырастили в Минусинске первые вишнёвые деревья.
С тех пор всё изменилось. Сибирские институты и опытные станции вывели множество местных сортов. Параллельно с ними шла, и идёт до сих пор, массовая народная селекция. Яблоками и грушами, сливами и вишнями нас уже не удивишь. Проблема у нас одна: технологии европейского садоводства, традиционные в Европе, в Сибири не срабатывают. А своей агротехники и способов адаптации деревьев у нас до сих пор нет.
Валерий Константинович Железов – один из создателей успешной агротехники для Сибири. А его оригинальный метод селекционной адаптации деревьев к суровым условиям, видимо, универсален для любых климатических зон.
Побывав у него в саду в 2007-м, могу сказать: такого обилия плодов такой величины и такого вкуса я просто никогда не видела в Сибири!
Я искренне рада, что эта книга вышла в свет. Теперь у вас есть реальная возможность не наделать ошибок при посадке саженца, не погубить дерево неумелой обрезкой, вырастить его предельно сильным и здоровым. Читайте и учитесь!
Удачи вам, читатель, в нелёгком и благородном деле – сибирском садоводстве!
Ирина Головина, главный редактор газеты «Фазенда», Красноярск
ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ЖИТЬ ДОМА!
Агроном не может позволить себе и десятой доли того, что может любитель.
Мне очень повезло в жизни. Я – свидетель поразительного явления: за какие-то неполные тридцать лет юный строящийся город возле Саяно-Шушенской ГЭС превратился в район процветающего, почти европейского садоводства. Саяногорский феномен – иначе не скажешь. Тысячи садов на площади полусотни квадратных километров – такого не встретишь, наверное, больше нигде в Сибири. Ну где вы видели тысячи плодоносящих абрикосовых деревьев сразу?! Только в Средней Азии!
Известный специалист по косточковым А. И. Сычёв на страницах журнала «Приусадебное хозяйство» пишет: «Севернее Воронежа и Курска абрикосы можно, что называется, пересчитать по пальцам». На Кубани (!!!), по словам Н. И. Курдюмова, абрикосы практически бесплодны – они сплошь выбаливают, урожаев не дождёшься. А теперь я вам нарисую картину, фантастическую даже для многих учёных европейской России (Здесь и далее под словами «европейский» и «западный» автор имеет в виду всё, что находится западнее Урала. Таков обычный взгляд сибиряков и жителей Дальнего Востока) Лето и начало осени. Сады и дачи по берегам Енисея утопают в плодах. Сотни грузовиков увозят из Саяногорского района тысячи тонн отборных яблок, вкусных слив и абрикосов, ни разу не обработанных никаким химикатом. Везут в Туву, Кемеровскую, Иркутскую области, на север Красноярского края (фото 1 и 2). На рынках города – бесчисленные вёдра с отборными сладкими абрикосами. Тут же – вёдра с крупной картошкой. Цена одинаковая!
Сейчас мы с вами, друзья, переживаем тяжкое время – момент истины. Промышленное садоводство Севера и Сибири фактически кануло в лету. По указке государственной коммерции оно переселилось в южные области, перешло на импортные сорта и технологии. Наши совхозные сады исчезли даже там, где могут давать стабильные урожаи. Дачи разворовываются и забрасываются. Замечательные сорта наших морозостойких полукультурок. (Полукультуркu – мелкоплодные сорта сибирских и северных яблонь с плодами массой 20-70 г и высокой морозостойкостью. Основа и база сибирского садоводства. В основном – гибриды мелкоплодных яблонь (ранеток и китаек) с культурными сортами) объявлены архаизмом и быстро теряются. Поколение наших детей уже привыкло к нахимиченному фруктовому импорту. Опытные станции закрываются, их земли распродаются. Государство от «рискованного» садоводства полностью самоустранилось. Разработки и сорта наших учёных повисли в воздухе – они больше не нужны производству. Кто в состоянии сохранить всё это? Кто может продолжить развивать уникальное садоводство Севера и Сибири? Кто может выращивать сады, несмотря ни на что? На данный момент только мы, ЛЮБИТЕЛИ. И самые отчаянные фермеры – если будут с любителями заодно.
Знаете, я давно убеждён: всё-таки мы имеем божественное происхождение. Главное доказательство – наше маниакальное стремление создавать подобие рая на своем участке. Самые лучшие фруктовые деревья, декоративные растения, газоны, цветники, водоёмы ... Когда-то мы жили в райских садах, и подсознательно помним это. Мы творим, как уже творили – ведь Бог-творец создал нас по образу и подобию своему!
Во все времена, во всех суровых краях садоводство начинали и развивали Любители с большой буквы – Дилетанты-энтузиасты. Наука сначала отмахивалась от них. А потом ... открывала новые направления, используя их наработки. Как раз такой «дилетант» создал научную селекцию и беспрецедентную по масштабам государственную систему селекционной работы в СССР. Прошу любить и жаловать: служащий железной дороги, мастер по ремонту механических приборов Иван Владимирович Мичурин.
Сибирское садоводство когда-то выросло на плечах таких же увлечённых упрямцев. И, что характерно, агрономов среди них – считанные единицы. Прошёл век, и что же сейчас? Да, по большому счёту, то же самое! Наука – по-прежнему – мир авторитетов, догм и финансов. Садоводство для неё есть только там, где есть производство. А как вырастить грушу в Новосибирске, виноград в Бийске или абрикос в Абакане? Хотите научиться – идите к Любителям. Они – люди свободные, у них всё это давно растёт и плодоносит!
Но это у единиц – фанатов сада. А у тысяч дачников – катастрофа: из года в год массово гибнут саженцы, в суровые зимы чуть не целыми рядами вымерзают деревья. Раньше костерил за это учёных: это они, печатаясь в прессе, рекомендуют сибирякам губительные западные методы! Сейчас, хоть и запоздало, разобрался: за редчайшим исключением, садовая пресса – вообще не наука. Ну что может знать о нашем садоводстве столичный издатель, никогда не бывавший в Сибири?! Да простят меня настоящие Учёные: привык верить печатному слову ...
Если верить европейским учёным, в Сибири вообще не должны расти среднерусские сорта. Но они растут! В чём тут дело? Может, наш климат по каким-то параметрам лучше для деревьев, чем даже в Москве и Орле? Плюсов немало: много солнца, нет зимних оттепелей, мало возвратных заморозков. В сравнении с Черноземьем, очень мало болезней и вредителей.
Минусов два: короткое лето и очень суровые зимы. Но эти минусы стоят всех плюсов. Мороз выбивает вредителей, но одновременно уничтожает и деревья. В итоге они живут НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ. Но всё-таки живут. А Саяногорск и Абакан – не Воронеж. Значит, западные сорта приспосабливаются. И значит, мы можем им в этом помогать.
Саяногорск – один из примеров такой адаптации. Мы смогли населить прекрасными садами целый район, научно считавшийся неплодоводческим. Но ведь похожих мест по Южной Сибири – десятки. Климат Сибири не становится жёстче – наоборот, по долгосрочному прогнозу он теплеет. Опытные садоводы есть в каждом таком районе – есть, у кого учиться. Местные сорта тоже есть. Усилия и опыт мы объединяем через интернет. Зона «немыслимого» садоводства может и будет, расширяться. Главное