Книга умный сад. Как перехитрить климат, вступительные статьи, агротехника сада суровых климатических зон

Н. И. Курдюмов, В. К. Железов


В 2012 году в издательстве "Владис" вышла книга, которая стала долгожданным подарком для садоводов. Она так и не смогла дойти до провинции: в книжных магазинах и киосках Южного Кузбасса, как я понял, о ней и не слышали. Благодарен Г. Ф. Распопову, который мне прислал экземпляр. А до этого мне прислали распространяемую в Интернете рукопись, которая принципиально отличается от окончательного варианта, вошедшего в книгу. Чтобы исключить разночтения, я решил опубликовать отрывки из книги.

Г. Казанин

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО СОАВТОРА И РЕДАКТОРА ПРОЕКТА

В который раз привет Вам, дорогой читатель!

Книга, которую Вы держите в руках, пожалуй, самая необычная из всей моей серии. В прошлых книгах я выискивал правду, не подлежащую сомнениям. В этой книге я нашёл много правды, от которой наука и многие садоводы давно открестились.

Оказывается, жёсткие условия будь то критические морозы, жара и засуха или плохие почвы отнюдь не единственная, и даже не главная причина гибели наших садов! Есть другая причина: мы не умеем выращивать действительно сильные, здоровые и устойчивые деревья. Классическая агрономия никогда не ставила такой задачи это слишком дорого и неудобно для производства. В итоге зона садоводства ограничена самыми благоприятными областями. В итоге и мы, любители, выращиваем «инвалидов детства», а часто и добиваем их своим «уходом».

Первый рывок на север в садоводстве сделал И. В. Мичурин. Сейчас это движение застопорилось: и сорта, и агротехника дошли до своей северной (она же сибирская) границы. Как и сто лет назад, массовый дачник и селянин пребывает в угрюмой уверенности, что «здесь ничего не вырастишь». Думаю, теперь садоводы-любители могут сделать новый рывок. Мы выносим на ваш суд методы более успешного северного садоводства. Во-первых, это более разумная северная агротехника. Во-вторых селекционная адаптация сортов на местах. И то, и другое применимо вообще к любым жёсткостям климата морозу, жаре, засухе.

История книги началась два года назад. Посмотрел сайт сибиряка Валерия Константиновича Железова. «Крышу» сразу покосило: абрикосы! На Кубани нету, а у него завались! Потом «крышу» просто снесло: на фотографиях ни одного пятнышка болезней, ни одной щербинки от вредителей. Сливы, каких у нас не бывает, полупрозрачные на просвет. Сладкие груши, крупные яблоки ... при сорокаградусных зимах. Это что же за рай земной?

А потом я прочёл рукопись книги. Мама дорогая!!! Вопросов на порядок больше, чем ответов! Но что-то моя хилая интуиция уловила тут же согласился на помощь в издании и соавторство. Потом ездил к Железову на Енисей, в Саяногорск город, построивший Саяно-Шушенскую ГЭС. Потом ещё год мы спорили, как говорит Жванецкий, «до хрипоты, до драки».

Валерий Константинович не агроном. Тут случай куда тяжелее!

Результативный садовод-любитель, трудяга с огромным опытом и своей методикой. Бесстрашно мыслящий, наблюдательный опытник с сильной интуицией. Шестидесятилетний мальчишка, верящий в чудо, и дилетант с профессиональными амбициями. И главное человек, душой, словом и делом болеющий за успех сибирского садоводства. Такого нахрапом и учёностью не взять! Пришлось провести настоящее научное расследование перешерстить всё от молекулярной генетики до теорий эволюции, напрячь многих учёных. И постоянно обсуждать с ним всё найденное! В конце концов, мы разобрались-таки, что же делает Железов. И только сейчас я осознал главное: батюшки-светы, а ведь сколько нового узнал и понял, пока работал!

Теперь о самой книге.

Сразу оговорюсь: она мало похожа на рукопись Железова. Текст книги полноценное соавторство. Многие главы писаны вдвоём: я не мог не добавить свои мысли и важные для меня данные. Теперь мы оба знаем и понимаем всё, что знали по отдельности. Но авторский голос остался за Валерием Константиновичем: он автор изначальной рукописи.

Не могу сказать, что текст будет лёгким ручейком сам вливаться в ваши распахнутые души. Мы сделали всё, что смогли, но чтиво получилось весьма непростое, очень объёмное и обстоятельное. Посему настоятельно рекомендую читать в день по одной главе. Мои читатели почему-то игнорируют этот совет, заглатывая книги целиком. А зря. Хотя я их понимаю. Когда дети приносят очередной десяток серий нашего любимого сериала, мы совершенно не в состоянии смотреть по одной серии в день ...

Самым трудным было подобрать фотографии. Это же просто мучение пытаться вместить сотни интересных снимков в жалкие 96 «дозволенных» фотографий. Конечно, не получилось. Многое очень важное осталось за кадром. Прошу на сайт В. К. Железова там увидите намного больше.

Термины и непонятные слова я постарался вынести в сноски. Но напоминаю в тринадцатый раз! если чувствуете потерю интереса, сонливость, отупение или раздражённое несогласие (!), вернитесь назад по тексту и отыщите СЛОВО, на котором ваши мысли споткнулись. Ну не понимаете вы его. Или понимаете не так, как нужно. Или не в том контексте. Кстати, что такое контекст? (Контекст законченная часть текста, из которой становится ясен смысл отдельного слова, мысли, фразы. Классический пример из Мичурина: «Мы не должны ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача. В каком только смысле не используют эту вырванную из контекста мысль! А ведь речь шла только о поиске и улучшении плодовых культур что становится ясно из контекста).

А вот препятствие, самое коварное для начитанного и учёного садовода: вы привыкли понимать слово по-своему, и не согласны понять его в контексте так, как понимает автор. Вместо того чтобы просто понять мысль автора, вы начинаете возмущаться и презирать его за «безграмотность». А ведь автор ни при чём. Правильное значение слова в конкретном тексте то, которое имеет в виду автор. Вы просто этого не поняли.

Конечно, наша книга не инструкция, не предписание, не канон.

Упаси вас Бог бездумно верить всему изложенному! Любая теория и практика лишь точка зрения автора. Ваша задача применить её творчески, сообразуясь со своими целями, возможностями, обстоятельствами и условиями.

Несомненная ценность книги: это практическое руководство. Редактор одной из ведущих садоводческих газет как-то написал автору: «С вашей агротехникой надо разбираться научно-исследовательским институтам. А пока мы это печатать не можем». Разумеется, я не институт. Но по долгу работы разобрался, насколько смог. И разобравшись, не понимаю, что тут сложного. Это самая естественная и природная агрономия из всех мне известных.

Что спасает деревья в особо суровом климате? ПРИРОДА. ЧТО убивает их? ОШИБКИ САДОВОДА, верящего книгам больше, чем природе. Вот и весь секрет северной агротехники. Воистину, наша задача взять у природы её милости. Именно это, в буквальном смысле, и завещал великий Мичурин если не просто контекст учитывать, а ещё и в слова вдумываться.

Вот именно такого приятного чтения я вам и желаю!

Искренне ваш, Николай Курдюмов

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!

Выход книги праздник для нас с Валерием Константиновичем.

От души благодарим всех, кто, так или иначе, помог нам в работе. Наши особые благодарности:

Ирине Сергеевне Исаевой, потомственному учёному и садоводу за важнейшую подсказку, ставшую толчком для дальнейших исследований-

Алексею Соломахину, научному сотруднику ВНИИС за заботу, гостеприимство и встречи в Мичуринске-

Геннадию Яковлевичу Щербенёву, селекционеру за интереснейшие данные в области генетики-

Александру Голубеву, биохимику и селекционеру за подробные консультации и теоретическую помощь-

Юрию Михайловичу Чугуеву, садоводу-революционеру за прорывной успешный опыт-

Владимиру Васильевичу Степанову, руководителю НПО «Сады России» за гостеприимство и возможность встретиться с интересными садоводами-

Геннадию Фёдоровичу Распопову, садоводу-опытнику за интереснейшие новые данные по питанию растений-

Владимиру Павловичу и Николаю Павловичу Пителиным за бесценный опыт уральского садоводства-

Виталию Николаевичу Шаламову за успешный опыт и прекрасные аналитические статьи-

Геннадию Петровичу Казанину за информационную поддержку и обширнейший сайт-энциклопедию-

Владимиру Терентьевичу Горнаулову за участие и анализ методов селекционной адаптации-

Юрию Алексеевичу Лотенкову за поддержку, идеи и опытные данные-

Александру Ивановичу Кузнецову, алтайскому садоводу и селекционеру за вдохновенный опыт природного садоводства, гостеприимство и помощь-

Михаилу Николаевичу Матюнину, селекционеру и знатоку косточковых на Алтае за участие и теоретическую помощь-

Турсунпулоту и Татьяне Ивановне Дускабиловым, учёным Абаканского. НИИ аграрных проблем за помощь и консультации-

Евгению Ивановичу Пискунову, фермеру за ценный опыт и знания, которыми он поделился-

Ивану Леонтьевичу Байкалову, селекционеру за участие и интересные данные-

Адольфу Александровичу Бельтяевскому за помощь, участие и опыт садоводства-

Борису Иосифовичу Боднару, Владимиру Степановичу Бородичу за общение, помощь и участие-

Валере и Тане Жестовским, Леониду и Тане Чернобаевым за гостеприимство, заботу и ценный опыт-

Активистам центров природного земледелия «Сияние»: Диме и Наташе Иванцовым, Диме Славгородскому, Валере Защитиной за помощь и заботу в моём сибирском турне.

ОТ АВТОРА РУКОПИСИ

Выражаю свою глубокую благодарность другу и соавтору этой книги, Николаю Ивановичу Курдюмову, опытному садоводу и дотошному исследователю. Он единственный из известных людей, кто понял и поддержал меня в трудный период жизни. Вся книга пронизана его мыслями и материалами. Он отважился отредактировать, дописать и издать эту книгу, что сравнимо с прыжком в пропасть. Вместе со мной он заглянул в неведомое ЗА ГОРИЗОНТ, разделив не только признание, но и критику, и тяжелый гнёт ответственности. Наша совместная работа стала знаковым периодом и важной вехой в моей жизни.

В. К. Железов

УМНЫЙ САД: НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!

Уважаемые садоводы!

Вы держите в руках книгу, которую все мы, сибиряки, очень долго ждали.

Сибирь не зона промышленного садоводства. По мнению многих специалистов, живущих по ту сторону Уральских гор, сибирское садоводство развлечение для любителей-энтузиастов. Этот старый миф сродни тому, что у нас по улицам городов медведи ходят. История сибирского садоводства началась ещё с декабристов: это они вырастили в Минусинске первые вишнёвые деревья.

С тех пор всё изменилось. Сибирские институты и опытные станции вывели множество местных сортов. Параллельно с ними шла, и идёт до сих пор, массовая народная селекция. Яблоками и грушами, сливами и вишнями нас уже не удивишь. Проблема у нас одна: технологии европейского садоводства, традиционные в Европе, в Сибири не срабатывают. А своей агротехники и способов адаптации деревьев у нас до сих пор нет.

Валерий Константинович Железов один из создателей успешной агротехники для Сибири. А его оригинальный метод селекционной адаптации деревьев к суровым условиям, видимо, универсален для любых климатических зон.

Побывав у него в саду в 2007-м, могу сказать: такого обилия плодов такой величины и такого вкуса я просто никогда не видела в Сибири!

Я искренне рада, что эта книга вышла в свет. Теперь у вас есть реальная возможность не наделать ошибок при посадке саженца, не погубить дерево неумелой обрезкой, вырастить его предельно сильным и здоровым. Читайте и учитесь!

Удачи вам, читатель, в нелёгком и благородном деле сибирском садоводстве!

Ирина Головина, главный редактор газеты «Фазенда», Красноярск

ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ЖИТЬ ДОМА!

Агроном не может позволить себе и десятой доли того, что может любитель.

Мне очень повезло в жизни. Я свидетель поразительного явления: за какие-то неполные тридцать лет юный строящийся город возле Саяно-Шушенской ГЭС превратился в район процветающего, почти европейского садоводства. Саяногорский феномен иначе не скажешь. Тысячи садов на площади полусотни квадратных километров такого не встретишь, наверное, больше нигде в Сибири. Ну где вы видели тысячи плодоносящих абрикосовых деревьев сразу?! Только в Средней Азии!

Известный специалист по косточковым А. И. Сычёв на страницах журнала «Приусадебное хозяйство» пишет: «Севернее Воронежа и Курска абрикосы можно, что называется, пересчитать по пальцам». На Кубани (!!!), по словам Н. И. Курдюмова, абрикосы практически бесплодны они сплошь выбаливают, урожаев не дождёшься. А теперь я вам нарисую картину, фантастическую даже для многих учёных европейской России (Здесь и далее под словами «европейский» и «западный» автор имеет в виду всё, что находится западнее Урала. Таков обычный взгляд сибиряков и жителей Дальнего Востока) Лето и начало осени. Сады и дачи по берегам Енисея утопают в плодах. Сотни грузовиков увозят из Саяногорского района тысячи тонн отборных яблок, вкусных слив и абрикосов, ни разу не обработанных никаким химикатом. Везут в Туву, Кемеровскую, Иркутскую области, на север Красноярского края (фото 1 и 2). На рынках города бесчисленные вёдра с отборными сладкими абрикосами. Тут же вёдра с крупной картошкой. Цена одинаковая!

Сейчас мы с вами, друзья, переживаем тяжкое время момент истины. Промышленное садоводство Севера и Сибири фактически кануло в лету. По указке государственной коммерции оно переселилось в южные области, перешло на импортные сорта и технологии. Наши совхозные сады исчезли даже там, где могут давать стабильные урожаи. Дачи разворовываются и забрасываются. Замечательные сорта наших морозостойких полукультурок. (Полукультуркu мелкоплодные сорта сибирских и северных яблонь с плодами массой 20-70 г и высокой морозостойкостью. Основа и база сибирского садоводства. В основном гибриды мелкоплодных яблонь (ранеток и китаек) с культурными сортами) объявлены архаизмом и быстро теряются. Поколение наших детей уже привыкло к нахимиченному фруктовому импорту. Опытные станции закрываются, их земли распродаются. Государство от «рискованного» садоводства полностью самоустранилось. Разработки и сорта наших учёных повисли в воздухе они больше не нужны производству. Кто в состоянии сохранить всё это? Кто может продолжить развивать уникальное садоводство Севера и Сибири? Кто может выращивать сады, несмотря ни на что? На данный момент только мы, ЛЮБИТЕЛИ. И самые отчаянные фермеры если будут с любителями заодно.

Знаете, я давно убеждён: всё-таки мы имеем божественное происхождение. Главное доказательство наше маниакальное стремление создавать подобие рая на своем участке. Самые лучшие фруктовые деревья, декоративные растения, газоны, цветники, водоёмы ... Когда-то мы жили в райских садах, и подсознательно помним это. Мы творим, как уже творили ведь Бог-творец создал нас по образу и подобию своему!

Во все времена, во всех суровых краях садоводство начинали и развивали Любители с большой буквы Дилетанты-энтузиасты. Наука сначала отмахивалась от них. А потом ... открывала новые направления, используя их наработки. Как раз такой «дилетант» создал научную селекцию и беспрецедентную по масштабам государственную систему селекционной работы в СССР. Прошу любить и жаловать: служащий железной дороги, мастер по ремонту механических приборов Иван Владимирович Мичурин.

Сибирское садоводство когда-то выросло на плечах таких же увлечённых упрямцев. И, что характерно, агрономов среди них считанные единицы. Прошёл век, и что же сейчас? Да, по большому счёту, то же самое! Наука по-прежнему мир авторитетов, догм и финансов. Садоводство для неё есть только там, где есть производство. А как вырастить грушу в Новосибирске, виноград в Бийске или абрикос в Абакане? Хотите научиться идите к Любителям. Они люди свободные, у них всё это давно растёт и плодоносит!

Но это у единиц фанатов сада. А у тысяч дачников катастрофа: из года в год массово гибнут саженцы, в суровые зимы чуть не целыми рядами вымерзают деревья. Раньше костерил за это учёных: это они, печатаясь в прессе, рекомендуют сибирякам губительные западные методы! Сейчас, хоть и запоздало, разобрался: за редчайшим исключением, садовая пресса вообще не наука. Ну что может знать о нашем садоводстве столичный издатель, никогда не бывавший в Сибири?! Да простят меня настоящие Учёные: привык верить печатному слову ...

Если верить европейским учёным, в Сибири вообще не должны расти среднерусские сорта. Но они растут! В чём тут дело? Может, наш климат по каким-то параметрам лучше для деревьев, чем даже в Москве и Орле? Плюсов немало: много солнца, нет зимних оттепелей, мало возвратных заморозков. В сравнении с Черноземьем, очень мало болезней и вредителей.

Минусов два: короткое лето и очень суровые зимы. Но эти минусы стоят всех плюсов. Мороз выбивает вредителей, но одновременно уничтожает и деревья. В итоге они живут НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ. Но всё-таки живут. А Саяногорск и Абакан не Воронеж. Значит, западные сорта приспосабливаются. И значит, мы можем им в этом помогать.

Саяногорск один из примеров такой адаптации. Мы смогли населить прекрасными садами целый район, научно считавшийся неплодоводческим. Но ведь похожих мест по Южной Сибири десятки. Климат Сибири не становится жёстче наоборот, по долгосрочному прогнозу он теплеет. Опытные садоводы есть в каждом таком районе есть, у кого учиться. Местные сорта тоже есть. Усилия и опыт мы объединяем через интернет. Зона «немыслимого» садоводства может и будет, расширяться. Главное

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Книга умный сад. Как перехитрить климат, вступительные статьи, агротехника сада суровых климатических зон