Памяти садовода-опытника из свердловской области евгения михайловича калинина
13 апреля 2014 года на 67 году после продолжительной и тяжёлой болезни ушёл из жизни один из наиболее ярких екатеринбургских садоводов-опытников последнего двадцатилетия Евгений Михайлович Калинин.
Постоянные читатели «УС» должны быть уже достаточно хорошо знакомы с опытнической деятельностью Евгения Михайловича по его статьям, по нашим совместным с ним статьям и по моим статьям, посвящённым непосредственно его работе по сортоиспытанию яблони и груши. Последняя моя большая статья о его садоводческой деятельности («Садовод-опытник Е. М. Калинин», «УС» № 16,17 2013 г.) была опубликована всего лишь год тому назад и приурочена к 65-летнему юбилею Евгения Михайловича. Широкую известность Евгений Михайлович получил и у очень многих садоводов во время проведения выставок в КОСКе «Россия» и в ЭКСПО-центре, на которые им представлялись экспонаты плодов многочисленных сортов и элитных сеянцев яблони и груши. Причём все эти показы экспонатов плодов всегда сопровождались возможностью их дегустации.
Опытническая деятельность Евгения Михайловича нашла высокую оценку у специалистов Свердловской селекционной станции садоводства, у руководителя частного питомника «Сады Урала» А. Н. Миролеевой и у многих садоводов-опытников и садоводов-любителей Свердловской и других областей. Его садовое хозяйство с очень большой живой коллекцией испытываемых новых и новейших сортов и элитных сеянцев яблони и груши постоянно привлекало к себе внимание всех, кто интересовался садоводством. В связи с чем оно ежегодно посещалось специалистами и многими садоводами-опытниками.
Я познакомился с Евгением Михайловичем в 2000 году при организации выставки в КОСКе «Россия» и сразу оценил масштаб и важность его работы по сортоиспытанию яблони и груши и полученные достижения в ней. Поэтому я обратился к нему с предложением о написании статьи о проделанной такой его работе. Но ждать пришлось целых семь лет, так как Евгений Михайлович очень сильно беспокоился за достоверность результатов проделанных испытаний, особенно в части зимостойкости, являющейся самой главной характеристикой любого плодового и ягодного растения в нашей зоне, всех находившихся в его коллекции сортов, элитных сеянцев и форм яблони и груши. А наиболее полно истинную оценку зимостойкости любому плодовому и ягодному растению у нас может дать только очень суровая зима. И такая зима случилась в 2005-2006 годах.
Вспоминаю, как в одну из последних суббот марта 2006 года ко мне на квартиру с самого утра незвано с громадным ворохом срезанных побегов яблони и груши заявился Евгений Михайлович и сказал, что надо сделать проверку повреждений морозами принесённых им побегов, иначе без этого никакой его статьи не будет. Пришлось с ним согласиться и затратить на такую проверку не только начавшуюся субботу, но и воскресенье и ещё одну субботу и одно воскресенье. А проверка повреждений морозами побегов и ветвей плодовых и ягодных растений является достаточно трудоёмкой операцией и заключается в оценке состояния срезов коры, древесины, сердцевины, ростовых и плодовых почек. Для чего пришлось использовать остро отточенные прививочные ножи, разные лупы и «Атлас повреждений плодовых и ягодных культур морозами» М. А. Соловьёвой. Степень морозных повреждений оценивалась путем сравнения окраски срезов побегов с окраской таких срезов на цветных рисунках. И только после проделанной такой проверки и проверки особенностей роста и развития всех испытываемых им сортов и элитных сеянцев яблони и груши после указанной зимы в течение всего вегетационного периода в саду Евгений Михайлович согласился начать писать статью, что указывает на его очень высокую требовательность к достоверности проводимых им испытаний.
Данная статья Евгения Михайловича, завершавшая длительный этап испытания им большого числа сортов и элитных сеянцев яблони, появилась в 2007 году под названием «А свои яблони лучше» и была опубликована в 12 номерах (с 15 по 26 номер) «УС». Эта статья получила большую признательность у читателей и была признана ими лучшей статьёй 2007 года. А привлекла она читателей тем, что в ней были приведены реальные, а не рекламные характеристики испытанных сортов яблони. Но работы Евгения Михайловича по сортоиспытанию яблони и груши не ограничились этапом 2007 года и написанием указанной статьи, они успешно продолжились и дальше.
На конец 2013 года им были испытаны и прошли проверку 190 сортов и элитных сеянцев яблони и 77 сортов и элитных сеянцев груши и ещё значительное количество таких сортов и элитных сеянцев проходили проверку. При этом большинство из указанных сортов и элитных сеянцев яблони и груши были получены на Свердловской селекционной станции садоводства. Поэтому садовое хозяйство Евгения Михайловича можно было считать даже в каком-то смысле условным участком первичного испытания отдельных сортов и особенно многих элитных сеянцев этой станции.
Евгений Михайлович собирался написать и новую статью по следующему этапу сортоиспытания яблони, а также статью по всем этапам сортоиспытания груши и готовил для этого соответствующие материалы. Для чего, например, ему после очередной очень суровой зимы 2009-2010 годов в конце марта - начале апреля 2010 года опять пришлось на значительное время привлекать меня для проверки повреждений морозами привезённых им побегов очень большого количества сортов, элитных сеянцев и форм яблони и груши.
Но Евгений Михайлович успешно занимался не только сортоиспытанием яблони и груши, где он очень преуспел, но и созданием оригинальной системы ухода за растениями в саду и постоянного его содержания. Прежде всего, это, по сути дела, система органического садоводства, исключающая постоянную глубокую обработку почвы и использование минеральных удобрений, а также любых пестицидов. Ну а еще, что очень важно, содержание всех плодовых растений путем применения регулярной ежегодной омолаживающей обрезки постоянно в молодом состоянии. Ведь только постоянно молодые плодовые и ягодные растения могут успешно противостоять морозам, засухе, нашествию болезней и вредителей. Учитывая суровость уральского климата, он никогда не забывал и о выращивание деревьев яблони и груши в стланцах, считая такое выращивании обязательным страховым фондом на случаи особо суровых зим. Занимался он выращиванием и многих разных других плодовых, ягодных, орехоплодных и декоративных растений.
Евгений Михайлович, как и большинство неординарных людей, был разносторонне увлечённым человеком. Кроме очень сильного увлечения садоводством, он также был увлечён аквариумными рыбками, фотографией, автомашинами. Проработав все годы до выхода на пенсию на Уральском электромеханическом заводе и освоив там все способы механической обработки металла, он в последнее время ещё и увлекся конструированием и изготовлением хозяйственных приспособлений и изделий для бытовых нужд, огородничества и садоводства, и преуспел и в этом деле. Я до сих пор пользуюсь только прививочным ножом, изготовленным и подаренным мне Евгением Михайловичем, и нахожу его более пригодным для указанной цели.
Хочу особо указать на порядочность Евгения Михайловича и на его бескорыстность в деле распространения полученных им данных о сортах и элитных сеянцах яблони и груши, наиболее пригодных для выращивания в Свердловской области, что в наше рекламное время является не совсем обычным. Он стремился пропагандировать эти данные разными средствами - своими статьями, участиями в выставках, организациями дегустаций плодов яблони и груши из своего сада с участием садоводов-опытников и специалистов. И такая форма организации дегустаций плодов испытанных садоводом-опытником в Екатеринбурге впервые проводилась Евгением Михайловичем. Всего им было организовано четыре такие дегустации, а после их проведения мною было опубликовано о них две статьи в «УС».
Многолетняя и многогранная деятельность Евгения Михайловича по проведению испытания сортов, элитных сеянцев и форм яблони и груши и полученные им результаты этой деятельности, благодаря его статьям, участием в выставках, организованным им дегустациях, широко разошлись по Свердловской области и другим областям России и вызвали большой интерес у садоводов. С благодарностью его вспоминают очень многие садоводы в родном коллективном саду, где на многих участках уже давно успешно растут сделанные им прививки и его саженцы и во многих других таких садах, где также растут его саженцы.
Садоводческая общественность Екатеринбурга, садоводы-специалисты, опытники и простые садоводы, близко знавшие Евгения Михайловича, скорбят по поводу его кончины и выражают искреннее соболезнование родным и близким. Садоводы Екатеринбурга благодарны Евгению Михайловичу за всё то многое, что он успел для них сделать, и будут его долго помнить и вспоминать добрым словом.
В. Н. Шаламов
(Уральский садовод № 17, апрель 2014)