Саду садовода-опытника казанцева дмитрия ивановича в екатеринбурге исполнилось 100 лет

Уникальный сад – памятник человеческому трудолюбию и упорству в преобразовании природы есть в центре города Екатеринбурга. Сад-памятник, музей под открытым небом, за свои сто лет жизни претерпел много взлётов и падений. Только статей в газетах и журналах и книжных публикаций о нём и его создателе было написано за это время более сотни. Этот сад был заложен в 1914 году нашим коренным уральцем, выходцем из крестьянской семьи, служащим Казанцевым Дмитрием Ивановичем. А свой дом в г. Екатеринбурге на улице Коробковской 40-42 был приобретён им 7 октября 1913 года. Он так писал о создании сада мечты его 38 летней жизни в своей книге «Плодовый сад»: «В 1912 г. я приехал в г. Екатеринбург, ныне Свердловск, и с осени 1913 г. приступил к закладке плодового сада. К. О. Руды оказал мне в этом помощь- той же осенью прислал несколько яблонек сеянцев разных сортов и кусты смородины, крыжовника и барбариса, положив этим основу для закладки моего сада». Эта книга была издана в г. Свердловске в 1934 году и содержала рассказ о его двадцатилетнем опыте разведения плодово-ягодных растений на Урале. Кроме тех саженцев садовых растений, что прислал ему Кузьма Осипович Руды из Нижнего Тагила, он приобрёл три яблоньки европейских сортов. «... Мой сослуживец, местный житель, получил откуда-то из-под Москвы штук 30 привитых культурных яблонек и уделил мне из них три штуки: Апорт, Боровинку и Грушовку. Выкопал я для них ямки глубиной 50 сантиметров, диаметром в 1 метр и посадил. Тогда же рассадил и полученные из Тагила четыре куста крыжовника разных сортов, смородину чёрную и красную, барбарис».

С этого момента начал расти и разрастаться сад Дмитрия Ивановича. Но, прежде чем заложить прекрасный цветущий сад на «1257 квадратных метрах» земли, ему с женой пришлось сильно потрудиться. Об этом Дмитрий Иванович тоже написал в своих рукописях: «... Вообще, вся усадьба представляла собой сплошную клоаку». А его дочь Галина Дмитриевна так писала об этом нелёгком труде по закладке сада её родителями: «Огромных трудов стоила родителям обработка почвы. Всё свободное от работы время, они тратили на очистку участка от уймы всякого мусора и нечистот. Не ограничивалось копкой ям для растений, и местами производили сплошную глубокую обработку (с перевалом) всей площади. На это потребовалось несколько лет. Из земли было добыто несколько штабелей бутового камня».

Со следующего 1915 года Дмитрий Иванович начал расширять сортимент плодовых и ягодных растений своего сада. Он приобретает «... у местной любительницы вишню – шпанку». Весной 1916 года выписывает из Нижнего Новгорода (имение «Невинки») 15 штук яблонь, две груши и две вишни. «Тогда же выписал и получил из дер. Кизерь бывшей Вятской губернии от А.Ф. Перевощикова 5 яблонь и вишню Кизерскую. Из Красноярска от садоводства «Сибирская флора» тогда же получил 3 яблоньки и сливу уссурийскую. И наконец, в тот же год К. О. Руды прислал мне из Тагила ещё 12 сеянцев яблони и 6 кустиков вишни неизвестных сортов». Не имея практически никакого опыта в выращивании садовых растении и в особенности яблонь, он получает первый удар по своему саду. Об этом он так пишет в свое книге «Плодовый сад»: «В зиму 1921-1922 годов мои соседи сзади сожгли вместо дров две доски из забора, разделявшего наши усадьбы, в образовавшуюся дыру пробрались в сад козы, и от него уцелели только Анисовка, Апорт, Ренет Крюднера, гибрид хутора Благодатного, да несколько Тагильских сеянцев. И уцелевшие яблони тоже частично пострадали от коз, но только лишь совсем не погибли и стали расти снова из оставшихся частей. Так после 8-и лет работы сад опустел. Сохранившиеся деревца торчали, как редкие изуродованные зубные корешки во рту старого человека. Что мне было делать после таких неудач? Бросить всё или снова начинать. Разобравшись в причинах гибели растений, я установил, что климат играл здесь незначительную роль. Виноваты были люди. Ярким доказательством этого явилось то, что в числе сохранившихся яблонек были такие незимостойкие, как Апорт и Ренет Крюднера. Значит, если бы человек создал для остальных более зимостойких сортов подходящие условия, и они были бы живы. И я решил дело не бросать, а изучать его, принять во внимание допущенные ошибки и прочее».

Он снова списывается с садоводом Перевощиковым А. Ф., и тот осенью 1923 года присылает ему почтовой посылкой свои однолетки яблонь: Кизерскую красавицу 5 экземпляров, Титовку и Дундик по 1 экземпляру. При этом он писал Дмитрию Ивановичу, что послал ему эти именно сорта, чтобы он не разочаровался в садоводстве. О Кизерской красавице он говорил, что она произошла от Кизерской ранетки и Бархатного аниса и что она должна дать основу его сада, «как вполне выносливый и непобедимый в цвету сорт, притом с высокими вкусовыми качествами». Так в дальнейшем и получилось. От двух сортов Кизерская красавица и Титовка, которые посадил у себя Казанцев Д. И., была получена значительная часть первых сортов яблони на Среднем Урале. Тех яблонь, которые получил Дмитрий Иванович от Перевощикова, ему было мало. Он списывается с Ленинградским ботаническим садом, и осенью 1924 года ему присылают 10 яблонек. Получал он в это время сеянцы и семена яблони и от садоводов Свердловской области. Первые яблоки, которые попробовал Дмитрий Иванович и его семья осенью 1918 года были от сорта Грушовка. В дальнейшем, приобретая опыт садоводческой деятельности, с 1925 года он, как бухгалтер, стал строго вести учёт собираемых плодов и при сборе стал их взвешивать. Вместе с тем он не только создавал свой сад, но и сам делился саженцами из своего сада. В книге «Плодовый сад» об этом написаны такие строки: «Осенью этого (1926) года питомник УПИ взял у меня целый воз всяких растений: крыжовника, смородины, малины и т.д.».

В тот же 1926 год Дмитрий Иванович списывается с Иваном. Владимировичем Мичуриным и Козловский питомник присылает ему саженцы яблони, груши, сливы и других растений, которые были созданы самим И. В. Мичуриным. Одновременно с выпиской из мичуринского питомника растений он знакомится с методами И. В. Мичурина по выведению новых сортов плодовых деревьев. Дмитрий Иванович решается заняться созданием новых сортов яблони и у себя в саду. Весной 1927 года делает первое перекрёстное опыление. Но этот первый опыт не удался. «В 1928 году перекрёстное опыление было сделано в большем количестве между Апортом и сеянцем Руды». Этот опыт прошёл более удачно, и с опылённых яблок были взяты семена и осенью посажены! Так был произведён на свет его первый гибридный сорт «Кордик». Всходы его появились в 1923 году. Дальнейшая работа Дмитрия Ивановича продолжалась в постоянном и непрерывном уходе за садом. О своей работе в саду он постоянно пишет статьи в газеты и журналы. Ведёт наблюдения за количеством урожая яблонь своего сада. Вся его садоводческая деятельность вылилась в книгу «Плодовый сад». В этой книге он писал: «Двадцатилетний мой опыт имел следующие цели: 1. Разведение существующих сортов яблонь, с целью выявления их пригодности для произрастания в нашем климате. 2. Выращивание местных сеянцев К. О. Руды с целью выявления из них пригодных для употребления в свежем виде. 3. Выращивание корнеродных деревьев, с целью получения более морозоустойчивых растений. 4. Посев семян из выросших здесь плодов главным образом от корнеродных деревьев. 5. Гибридизация (перекрёстное опыление) имеющихся хороших сортов по вкусовым качествам, но неморозоустойчивых сортов, с целью выведения новых, устойчивых лучших сортов яблок».

Всё это, что он задумал, было воплощено в жизнь. Но, кроме занятия садоводческой деятельностью, была ещё будничная каждодневная жизнь, в которой надо было кормить свою семью: жену и двух детей - дочь Галину и сына Петра. Чтобы выполнять обязанности кормильца семьи, Дмитрию Ивановичу надо было трудиться, но в 1934 году ему пришлось выйти на пенсию по инвалидности из-за тяжёлого заболевания. Дмитрий Иванович после выхода на пенсию стал всецело заниматься своим садом. С 1932 по 1941 год он ведёт ежедневный дневник работ по своему саду, начиная с весны до глубокой осени. Из этого дневника мы узнаём, что сад Дмитрия Ивановича постоянно одолевают хулиганы мальчишки, которые норовят залезть в сад и лишить его урожая. Кроме воришек, был ещё сосед, который регулярно сбрасывал с крыши снег на его питомцев и постоянна ломал их. Всё это приходится преодолевать как саду, так и Дмитрию Ивановичу. Черенки и саженцы из сада Дмитрия Ивановича расходились по всей области и даже по стране. После написания и издания в г. Свердловске детской художественно-публицистической книги «Яблочный пир» в 1935 году ему была прислано более 160 писем со всех уголков СССР. Сад рос, жил и развивался. На множестве прижизненных фотографий мы видим Дмитрия Ивановича, постоянно работающего в своём саду, то он прививает новые сорта, ведёт опыление яблони и вишни, собирает урожай, удаляет опавшие яблоки и листву, ведёт перекопку грядок и приствольных кругов. Постоянными помощниками у него были жена, дочь и сын.

Особенно сильный урон саду нанесла суровая зима 1929-1930 гг. Об этом Дмитрий Иванович пишет в своей книге «Плодовый сад»: «Летом 1930 года пришлась совсем выбросить погибшие мичуринские Плодородную и Юбилейную вишни и яблони: Апорт, Белый налив, Бельфлёр-китайку, Грушовку, Пепин шафранный, мой сеянец гибрида Дундик, Коричное ананасное и две Красавицы. Из груш совсем погибли Бере Победа и Бере толстобежка». Гибель яблонь в саду Дмитрий Иванович относит не столько из-за сурового уральского климата, сколько из-за неуменья в агротехнике выращивания плодовых культур яблони.

Все свои работы по выведению новых сортов Дмитрий Иванович ведёт до конца своей жизни. Он предоставляет свой сад Свердловской плодово-ягодной станции, которая была создана в 1935 году. Станция включает Казанцева Д. И. в свой штат, как оригинатора по выведению новых сортов и заключает с ним договор. Благодаря Дмитрию Ивановичу и его саду появились у нас в Свердловске новые сорта яблонь: Кизертит, Титрай, Кизер летний и другие. Не будь сада Казанцева Д. И., возможно выведение первых сортов яблони на Среднем Урале пошло бы другим путём. В своём саду за всё его существование при жизни Казанцева Д. И., т.е. до 1942 года, Дмитрий Иванович испытал 54 сорта яблонь, и через его руки прошло 119 сеянцев яблонь.

Уходит из жизни Дмитрий Иванович, но его дело по саду продолжают жена Анна Николаевна и дочь Галина Дмитриевна. Они вдвоём до 1966 года продолжают ухаживать за садом, вести наблюдения за новыми гибридными сортами Дмитрия Ивановича и сами проводят опыты в саду. В 1949-1950 гг. Галина Дмитриевна передаёт на испытания на Свердловскую плодово-ягодную станцию четыре сорта яблонь и один сорт вишни, выведение которых начал ещё её отец. Эти сорта заплодоносили в конце 40-х годов. Но, к сожалению, ни один из его новых сортов не был по-настоящему испытан и пущен в размножение, а все они остались музейными экспонатами в саду-музее Казанцева Д. И.

Самые тяжёлые годы гонения сад испытал после того, когда был передан родственниками Дмитрия Ивановича женой, дочерью и сыном Свердловскому Государственному Педагогическому институту в 1966 году. Передавая сад СГПИ, дочь Дмитрия Ивановича Галина Дмитриевна считала, что сад попал в надёжные руки, но оказалось это не так. Биолого-географический факультет, во главе которого тогда стояла Спиридонова Н. С., да и другие сотрудники факультета, абсолютно не ратовали за то, чтобы использовать сад по прямому его назначению. Сад стал бесхозным. Из него изымались садовые насаждения для личных садов. Плодовые деревья яблонь в саду спиливались и выкорчёвывались для проведения опытов по выращиванию сорняка осота. Это было необходимо сотрудникам СГПИ для написания докторской диссертации, а сад им, как уникальный объект памяти плодовода-мичуринца Казанцева Д. И., был не нужен. В сад перестали пускать дочь Дмитрия Ивановича Галину Дмитриевну, ссылаясь на то, что она здесь не хозяйка. Не смотря на это, Галина Дмитриевна всей душой болела за детище своего отца и хотела, чтобы он сохранился на память потомкам. Известные нашему городу люди приходили ей на помощь, такие как писатель, Рябинин Б. С., профессор Уральского лесотехнического института Вигоров Л. И. и другие. Их публикации в прессе помогали сохранению сада. Галина Дмитриевна Казанцева 20 лет, начиная с 1973 года, вела школьную практику по зелёному строительству со школьниками 5-8-х классов школы № 2 г. Свердловска. Дети с удовольствием занимались в саду и об этом писали в своих тетрадках отчёты по практике зелёного строительства.

С 1994 года, с мая месяца, сад Казанцева Д. И. был передан Свердловскому областному краеведческому музею. Так что в этом году саду-музею исполняется 20 лет. После передачи сада в руки краеведческого музея начался новый этап жизни сада. За садом стали ухаживать сотрудники музея. Над ним взяла шефство Свердловская плодово-опытная станция. В саду ещё сохранились те яблони, которые были посажены рукой самого Дмитрия Ивановича это его первый селекционный сорт на Среднем Урале Кордик, мичуринский сорт Бельфлёр-китайка и другие. К сожалению, это не спасло сад от покушений на него. На территории сада и прилегающей к нему территории городскими властями было запланировано строительство делового центра. Сад просто не вписывался в намерения бизнесменов строителей. Чтобы показать властям города, что на территории строительства нет ценных исторических объектов, они в 2007 году предприняли химическую атаку на сад. Об этом было написано в ряде публикаций о саде. Директором музея в это время была Казимирова Людмила Васильевна. Это тот человек, который неравнодушен к истории нашего города, и она рьяно взялась отстаивать сад Казанцева Д. И., чтобы сохранить его нашим будущим поколениям. Сегодня сад-музей возглавляет энтузиаст, садовод-опытник Короленко Геннадий Васильевич. Усилиями его и сотрудников музея ведётся уход за садом Казанцева Д. И. Восстанавливается плодовый сортимент сада, который был при жизни селекционера-опытника. Создаётся экспозиция в помещении музея, посвящённая памяти нашего уральского мичуринца садовода-опытника Казанцева Дмитрия Ивановича. Сад продолжает жить, развиваться и плодоносить в центре гигантского мегаполиса, несмотря на свой вековой юбилей и, не взирая ни на какие катаклизмы нашего 21-го века, на радость настоящим и будущим поколениям.

Зав. музеем истории плодового садоводства Среднего Урала Короленко Г. В.

(Уральский садовод № 24, июнь 2014)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Саду садовода-опытника казанцева дмитрия ивановича в екатеринбурге исполнилось 100 лет