Лукашов артемий максимович, биографическая справка
(13.11.1870 – 1942)
Родился в г. Мглин Черниговской губернии. Один из первых селекционеров по плодовым культурам на Дальнем Востоке. В 1897 году окончил Глуховский учительский институт, преподавал естествознание в городском училище. В 1901 г. переселился в г. Хабаровск. Здесь наряду с преподавательской деятельностью с 1903 г. на приусадебном участке занялся опытным делом по селекции плодовых и ягодных культур. Переписывался с И. В. Мичуриным, по его совету занялся селекцией груши. Впервые на Дальнем Востоке создал группу культурных сортов, известных в культуре под названием «Лукашовок» (Тема, Поля, Ольга, Внучка, Пальмира). «Лукашовки» широко разводятся в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях, а также в Сибири и Зауралье. Используются в селекции в Средней полосе России и в других регионах.
С организацией в 1932 г. первого на Дальнем Востоке плодово-ягодного питомника в Хабаровске стал его директором. Питомнику присвоено его имя. И. В. Мичурин высоко ценил работу А. М. Лукашова, назвал его своим дальневосточным собратом. Награждён большой серебряной медалью ВСХВ.
Издал книгу «Мой опыт» (Хабаровск. 1934). «Первые опыты в Хабаровске» (журнал «Уссурийское садоводство и огородничество». 1929).
Литература об учёном: Л. Востриков. Сады остаются (1934)- Л. А. Озол. Помогите дальневосточному Мичурину (газ. Соцземледелие. 29.IX.1931)- И. В. Мичурин. Недооценка работы Лукашова - преступление (газ. Соцземледелие, октябрь. 1931 г.).
Источник: Садоводы учёные России. ВНИИСПК. Орёл. 1997.
Лукашову Артемию максимовичу 70 лет
Исполняется 70 лет как не стало Артемия Максимовича Лукашова (1870-1943). С его именем связано развитие плодового садоводства не только в Хабаровском крае, но и на всём Дальнем Востоке. Он переписывался с известным селекционером-биологом Иваном Мичуриным, и по его совету занялся селекцией груши. Группу культурных сортов груш, известных среди хабаровчан под названием «лукашовка» (Тёма, Поля, Ольга, Внучка, Пальмира) культивируют садоводы до сих пор. Но о самом селекционере ныне забыли!
Родился Артемий Лукашов 13 ноября (по старому стилю) 1870 года в г. Мглине Черниговской губернии, в семье ремесленника. Летние каникулы в начальной школе и в институте – проводил, работая в помещичьем саду. После окончания высшей школы, в 1901 году со своей женой и сыном переехал в Хабаровск. Поступил учителем естественной истории в одну из городских школ. Главная мечта в ту пору была – иметь свой сад. И, потому, сразу же по приезду он написал своей сестре письмо, с просьбой прислать ему семена и саженцы европейских плодовых деревьев.
Из воспоминаний А. М. Лукашова: «... Когда я приехал на Дальний Восток, здесь был только один сорт груши – Уссурийская ...»
По совету «великого преобразователя природы» Ивана Владимировича Мичурина, Артемий Лукашов стал скрещивать местные зимостойкие плодово-ягодные растения со среднерусскими сортами. Лукашов считал Мичурина своим учителем, который учил садоводов: «Прежде, чем разводить сады, вы должны создавать свои сорта, приспособленные к вашему климату».
Потребовалось немало материальных средств на работу по селекции, которые Лукашов с огромным трудом, экономя от своей скудной учительской зарплаты, тратил на свой сад.
Первые плоды от выведенных им морозоустойчивых сортов груши он получил в 1919 году. Но ни хороший уход, ни тщательное укрытие, ни обвязка стволов на зиму не помогла ему сохранить растения. Многие европейские сеянцы из-за капризной весны – солнечной и ветряной – погибли на следующий или последующие годы.
Посеяв семена акклиматизированных сортов, Лукашов вырастил не один десяток сеянцев, самые известные груши – Тёма, Поля, Ольга, Лида. В процессе скрещивания Уссурийской груши с сортами Ильинка – появилась Внучка, Пальмира.
В работе Лукашова было и немало недругов. В начале тридцатых годов Мичурин выступил с открытым письмом в защиту гонимого в ту пору бюрократами от науки – Лукашова.
«Работа Лукашова, как нельзя лучше отвечает современным задачам, – писал Мичурин. – И я присоединяю свой голос протеста, к протестующему голосу советской печати, выражаю твёрдую уверенность в том, что союзный Наркомзем примет все меры к тому, чтобы дело моего дальневосточного собрата получило широкое развитие, а сам он мог спокойно работать и обогащать своим опытом подрастающее поколение плодоводов. Недооценка работ А. М. Лукашова – есть преступление».
В трудные тридцатые годы Мичурину и общественности удалось защитить Лукашова. Позже его труд был по достоинству оценен. В 1934 году ему выделили участок. К весне 1940 года питомник даёт всех видов саженцев фруктовых деревьев на 200 га, ягодных – 50 га. О его работе в 1956 году написал художественную повесть Рустам Агишев «Зеленая книга».
... В 1939 году Артемию Лукашову в пожизненное пользование передали двухэтажных дом с усадебным участком, что по Рафаэлевскому переулку, позже который переименовали в переулок им. Лукашова. На доме после смерти селекционера была установлена мемориальная доска с текстом, что в этом доме жил дальневосточный селекционер А. М. Лукашов. Ныне, этот дом с мемориальной доской – снесён, нет и переулка его имени.
За долгие годы селекционер-мичуринец вывел четыре сорта груш, двадцать гибридных сортов яблок. Энтузиаст селекционной работы, агроном Серафим Иванович Тимошин писал: «Лукашов в условиях полной изолированности трудился как истинный учёный, охваченный только одним стремлением – обогатить обширный край своими собственными сортами, не боящихся ни суровых бесснежных зим, ни дождливой осени, ни глубокого промерзания почвы ...»
Не всем планам Лукашова удалось реализоваться. Болезнь и смерть прервала его большую плодотворную работу. Умер Артемий Лукашов 19 сентября 1943 года. Похоронить себя завещал в своем родном питомнике, на берегу замечательного природного пруда. Воля его была исполнена.
В 1953 году, в день десятилетия со дня смерти Артемия Максимовича, состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника на его могиле. Автор бюста – хабаровский скульптор Абрам Мильчин. На республиканской Всесоюзной художественной выставке в Москве он представил две своих работы: бюсты дальневосточным селекционерам Лукашову и Шуранову (в саду, по ул. Запарина, 2). Обе работы установлены на могилах селекционеров, удачно вписались в окружающую среду, и были высоко оценены на творческой выставке.
Могила, пруд, вся территория питомника им. Лукашова были ухожены, пока был жив Серафим Тимошин – продолжатель дела Лукашова, почётный гражданин Хабаровска. Шестьдесят лет своей жизни он отдал развитию и процветанию плодово-ягодного питомника имени Лукашова.
Не могу ни привести воспоминания бывшего агронома питомника А. Казачук, которая проработала с Серафимом Тимошиным долгие годы: «Сады питомника, как плодоносящие, так и молодые, были всегда ухоженными. Питомник был образцом культурного садоводства. Вокруг домов сотрудников соблюдалась санитария, чистота. Пройтись по питомнику было похоже на прогулку по райскому саду, особенно в период цветения, посредине садов красиво поблескивали пруды с чистыми берегами, это место отдыха трудового коллектива питомника ...»
Плодово-ягодный питомник был образцом культурного садоводства: 440 тонн фруктов и ягод собирали там в год, 400 тыс. саженцев реализовывали в год садоводам и дачникам. И особо-то питомник не охраняли. Груши, яблоки позволялось собирать всем, кто хотел, отработав несколько часов в саду или заплатив чисто символическую сумму.
На сегодняшний день большая часть питомника застроена гаражами, на его территории образовался коттеджный городок, котором присвоено имя Лукашова, за городком – высятся высотные дома. Но посмотрите, в каком состоянии остался участок питомника!
Несмотря на то, что я посетила питомник в период бурного весеннего цветения, каждое оставшееся дерево, каждый кустик, выращенный садоводами, просил о помощи. Пруды сада превращены в место свалки отходов, всего того, что остаётся от пикников и хозяйственной деятельности человека. Все захламлено: и место захоронения селекционера, и его любимый пруд.
В управлении питомника по пер. Степному, 6, был замечательный музей, организованный Серафимом Тимошиным, где хранились редкие экспонаты, среди них и модели бюстов Шуранову, Лукашову – подлинные, исполненные Абрамом Мильчиным.
Все беспардонно «разметали» по районным музеям, найти что-либо невозможно. Памятника Лукашову на могиле разрушается, и тут, для специалистов как раз бы и пригодилась модель скульптора. Но её нет!
Из сложившейся ситуации ясно одно, что сад-питомник уже в первоначальном виде не воссоздать (пожалуй, для этого нет ни специалистов, ни средств). Хотя, согласно паспорту описания природного объекта «Питомника им. Лукашова», плодовые деревья там не так и стары: яблоневый сад заложен в 1983 году, сливовый квартал в 1981 году, грушевые посадки относятся к 1963, 1972-1976 годам, плантации абрикосов от 1977 года...
Тем не менее, в наших силах, в знак благодарности садоводам-селекционерам, которые положили начало развитию садоводства и огородничества в крае, установить памятный обелиск, перечислить всех поименно. А место захоронения Лукашова, пруд благоустроить, очистить. Памятник Лукашову – реставрировать. Ведь о таких людях, как Артемий Максимович Лукашов писал Владимир Маяковский: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Неужели у нас не осталось созидателей?
Тамара Бессолицына, ответственный секретарь Хабаровского краевого отделения ВООПИиК.
Лукашову Артемию Максимовичу – 140 лет
13 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Артемия Максимовича Лукашова (1870–1942), одного из первых селекционеров плодовых культур на Дальнем Востоке. Его великое дело сгорело в горниле постперестроечного лихолетья и продолжает ныне тлеть. Все, что осталось от питомника флоры, пытаются поддерживать лишь трое энтузиастов.
Садовый революционер
Родился Артемий Лукашов в городе Мглине Черниговской губернии. Окончил трёхклассную школу, Мглинское городское училище (1887 г.). Затем, после нескольких лет работы учителем в сельской и земской школах, отучился в Глуховском учительском институте (1897 г.). Преподавал естествознание в Суражском городском училище.
В Хабаровск г-н Лукашов перебрался в 1901 г. Он мечтал заняться садоводством. Для осуществления своих замыслов Артемий Максимович в 1902 г. приобрел земельный участок для сада в Рафаиловском переулке (ныне пер. Лукашова).
Здесь наряду с преподавательской деятельностью он занялся опытами по селекции плодовых и ягодных культур. Помимо училища и сада г-н Лукашов был занят в Обществе содействия народному образованию, в которое вступил сразу по приезду в Хабаровск. На его заседаниях поддерживал открытие новых школ, увеличение ассигнований на содержание действующих, организацию бесплатных воскресных чтений.
В 1918 г. селекционер оставил учительскую деятельность и полностью посвятил себя работе в саду, развитию плодоводства на Дальнем Востоке. На скудные средства, отказывая себе в самом необходимом, выписывал саженцы из европейской части России, с Украины, из других мест. Но пришельцы с запада, сформировавшиеся в условиях мягкого климата, не выдерживали суровых хабаровских зим и летнее переувлажнение почвы – за редким исключением гибли в первые же годы произрастания.
Артемий Лукашов переписывался с И. В. Мичуриным. По его совету занялся селекцией груши. Впервые на Дальнем Востоке он создал группу культурных сортов, известных под названием «лукашовки» (Тёма, Поля, Ольга, Внучка, Пальмира) и несколько сортов яблонь (Вкусное, Лукарт). Деревья «лукашовок» отличаются высокой зимостойкостью в различных экологических условиях Дальнего Востока, Сибири и Зауралья. Подмерзание наблюдалось лишь в особо суровые зимы, но деревья, как правило, восстанавливались и после двухгодичного перерыва снова вступали в плодоношение.
Мичурин высоко ценил работы Лукашова, называя его своим «дальневосточным собратом». В 1931 г. он писал в газете «Социалистическое земледелие»:
«&hellip- Народный учитель А. М. Лукашов, известный хабаровский плодовод, упорно работая в течение нескольких десятков лет в области гибридизации плодовых растений, широко используя мои методы, дал Дальневосточному краю, с его суровым климатом, несколько превосходных сортов плодовых растений &hellip-»
«Лукашовки» до сих пор широко разводятся в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Сахалинской областях, в Сибири и Зауралье. Используются они в селекции в средней полосе России и в других регионах.
С организацией в 1932 г. первого на Дальнем Востоке плодово-ягодного питомника в Хабаровске А. М. Лукашов стал его директором. В те годы это было крупнейшее подобное хозяйство на Дальнем Востоке. Перед питомником была поставлена задача выращивать посадочный материал плодово-ягодных растений.
Однако в первые годы, пока в Хабаровске не было опытных учреждений по садоводству, основатели питомника развернули активную деятельность по улучшению сортимента и разработке агротехнических основ дела. В результате были созданы новые сорта груши и яблони.
Опыт выращивания плодовых культур в условиях Дальнего Востока Артемий Лукашов описал в своих книгах «Плодовый сад на Дальнем Востоке» (Хабаровск, 1932) и «Мой опыт» (Хабаровск, 1934). В 1939 г. питомник был представлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, и его основатель был награждён Большой серебряной медалью.
Умер Артемий Максимович 19 сентября 1942 г. Похоронен в Хабаровске, прямо на территории самого питомника – в окружении груш-«лукашовок», на самом краю живописного озера. Там ему установлен памятник. Благодарные хабаровчане воздали должное учёному-растениеводу – именем Лукашова названы Хабаровский краевой плодово-ягодный питомник и одна из городских улиц.
Судьба питомцев Артемия Лукашова
А вот что рассказала нам Светлана Кирилловна Лагоша, последний управляющий питомником им. Лукашова:
- В 1984 году мужа перевели в Хабаровск. Работал он на питомнике, а поскольку я была членом КПСС, то на партучёт меня поставили по месту работы мужа. Однажды меня увидел директор Серафим Иванович Тимошин и спросил, где я работаю. Услышав, сказал: «Такая молодая, красивая, сильная, пойдёшь к нам работать садоводом, нам такие люди очень нужны!»
И направил её на учёбу в 10-е городское училище.
- Представляете, я, 34-летняя мама, у которой трое детей, села тогда за парту вместе с 14-летними мальчишками и девчонками! – продолжает г-жа Лагоша. – Директор давал мне специальные книги, проверял, как я учусь. Очень жаль, что вскоре по болезни он ушёл на пенсию, проработав на питомнике 50 лет. А я в качестве садовода приступила к работе.
Работали дружно, весело, с энтузиазмом! Благодаря этому город буквально утопал в садах. Весной он становился розовым от цветения яблонь, груш, абрикос и местной неприхотливой вишни. А осенью, с наступлением бабьего лета, он купался в медовых ароматах, которые источали созревшие плоды, до земли пригибающие ветки плодовых деревьев.
- Потом было ещё несколько директоров, а в 1999-м нас обанкротили – и дальше всё пошло-поехало, – в голосе рассказчицы слышна обида. – В 2000-м году к нам пришла управляющей Ольга Ивановна Замилова, которой удалось вывести питомник из банкротства, но в 2007-м всё снова вернулось на круги своя.
Мы работали как сезонные рабочие – с мая по декабрь. Нас оставалось всего 10 человек. Как нам объясняли, чтобы мы работали круглый год и получали зарплату, нас объединяют с Фёдоровским тепличным комбинатом. Все считали, что это к лучшему, но комбинат быстро прогорел, а мы снова обанкротились. Потом питомник продали, а здание отдали ветлечебнице. Осталось 160 гектаров земли в краевой собственности, и если бы пришёл сильный, заинтересованный инвестор, – можно было бы всё возродить.
Сейчас нас осталось трое. Мы создали своё ИП Лагоша (Питомник Лукашова). В сельхозинституте берём черенки, выращиваем саженцы и продаём населению...
Да, в наши дни селекционная работа давно уже находится в ведении институтов и научных объединений. Но кто-нибудь может припомнить какое-либо название, брэнд, произведённый ими в последние годы?..
Пётр Шкуропат
(Хабаровский Экспресс, 10-17 ноября 2010, № 46)
Источник: debri-dv.ru
Примечание автора сайта. Благодарен Мирмовичу Андрею Эдуардовичу, главному редактору видеокомпании "Медиа-группа", заместителю главного редактора портала "Дебри-ДВ", ведущему программы "Реверс" на радиостанции "Восток России"