Ряшенцев владимир петрович, садовод-испытатель из подмосковья
Всем ветрам назло
Как-то на заседании Московского общества испытателей природы корреспондент журнала услышала от одного садовода:
- А у меня на участке ничего не растёт, кроме винограда.
- Шутите? – спросила наша сотрудница.
- Почти не шучу, – ответил садовод и пригласил, – Приезжайте, увидите сами.
Условия на участке Владимира Петровича Ряшенцева, прямо скажем, не ахти какие. С юга и востока участка ­- лес, который даёт тень и не пропускает тёплый воздух. С севера – поле, с северо-запада – река. В общем, участок не защищён от холодных зимних северных и западных ветров. Грунтовые воды стоят очень близко. Действительно, какие плодовые здесь приживутся?
- С чем мы еще столкнулись, – вспоминает хозяин участка, – это почти полное отсутствие гумуса, вернее, слой его не превышал 10 см, ниже шли песок или глина. Да и эти 10 см плодородными не назовёшь. Раньше здесь находилось колхозное поле. К моменту раздачи участков оно было отравлено химией, даже сорняки и те росли плохо.
Правда, нам в какой-то мере повезло: председатель колхоза устроил выпас коров около участков. Можете, наверное, представить нашу радость, когда появился этот навозный "Клондайк". Несколько лет мы таскали навоз на участки. Сейчас в почве даже появились черви. Ещё плодородный слой мы увеличиваем, добавляя в почву опилки. У этого способа много противников. Известно, что опилки отбирают азот у почвы. Но для нас это практически единственный выход. Безусловно, после внесения опилок в первый год урожайность растений снижается, но уже через два года, когда опилки перегниют, плодородный слой увеличивается.
За десять лет Ряшенцев не только «сделал» на участке землю, поднял её уровень, устроил земляные насыпи, но и смог обуздать ветер.
- Вначале все работы мы проводили наобум. Поставили парник, а в нём даже укроп расти не хотел. Тогда я призадумался, изучил условия участка, почитал разную литературу и решил: всё, что я строю или сажаю, надо ориентировать по розе ветров. Дело в том, что осенью и зимой в Подмосковье преобладают северо-западные и западные ветры, они самые холодные. Поэтому новую теплицу я расположил с запада на восток, с западной стороны у меня и вход в дом, который начинается с террасы. Все теплолюбивые растения ­- виноград, абрикос, грушу – посадил с южной и восточной сторон дома. Таким образом, они за­-щищены от холодных ветров. Причем с южной стороны дома груша и виноград растут вместе в пристенной культуре. Пока груша маленькая, но со временем дерево вырастет, а виноград будет внизу. Конечно, при такой посадке требуется тщательный уход – своевременная обрезка и формировка, частый полив и подкормки.
Остальным растениям повезло меньше. Правда, сейчас с севера и запада создаём защитную живую изгородь. На участке есть яблони, груши, сливы и вишни, но пока первые единичные плоды, которые и урожаем-то считать нельзя, дали только груша сорта Чижовская, алыча сортов Подарок Санкт-Петербургу, Гек, Путешественница, Злато скифов. Так что я не шутил по поводу винограда.
Выбрав место для винограда, Ряшенцев сделал земляные насыпи, что позволило поднять уровень земли и создать слой почвы, подходящей для винограда, то есть песчаной, плодородной, рыхлой, легко прогреваемой. Не последнюю роль играет выбор сортов.
- Сейчас у меня, – продолжает рассказ хозяин участка, – растут и плодоносят наиболее распространённые в Подмосковье сорта: Алёшенькин, Агат донской, Кодрянка, Буффало, Бессемянный черный, Восторг белый, Памяти Домбковской, Людмила, Лидия, Амурские номерные 1-9-5- 1-9-9- 1-8-5 и другие. Был Мускат московский, но прошлой зимой вымерз. А вот сорта Люсиль, Космонавт и Черничный пока меня урожаем не радуют.
Виноград вообще растение требовательное. Один раз в два года, весной, вношу перегной, а в августе – суперфосфат. Также каждый год подкармливаю золой. Слежу, чтобы почва под виноградом была чистой от сорняков. Прополка и рыхление занимают много времени, поэтому использую ручной культиватор – получается быстро и удобно.
Укрываю виноград в два этапа. Начинаю, когда на термометре ещё положительная температура и прошёл естественный листопад винограда. При отрицательной температуре лоза становится очень ломкой. Все лозы снимаю с опоры, собираю в один пучок и скручиваю в кольцо. Беру старую автомобильную покрышку, вырезаю одну боковую часть и накрываю скрученную лозу покрышкой обрезанным краем вниз, а чтобы вода не затекала внутрь, сверху кладу вырезанную часть покрышки лицевой частью вниз. Молодые кусты дополнительно укрываю лапником.
В таком состоянии виноград находится до морозов. С первыми морозами поверх шины кладу шифер, обязательно волновой. Кладу поперек ветра, с севера на юг, так как зимой преобладает западный ветер. Холодный воздух проходит и не застаивается, и в то же время под укрытием не развиваются гнили.
Но не все сорта укрываю таким способом, например, Агат донской сильно повреждают мыши, некоторые сорта подвержены грибным болезням. Эти растения я укрываю землей.
Весной открываю виноград также в два этапа. Когда на земле появляются проталины, снимаю шифер, а когда на лозе наклюнутся почки, убираю и покрышки. Происходит это обычно в майские праздники. Главное – не передержать, в таком укрытии под лучами солнца температура несколько выше, и почки идут в рост, а это нежелательно.
Я подбираю покрышки разного диаметра, поэтому весной, сняв их с виноградных лоз, вставляю покрышки одну в другую, сверху укладываю вырезанные боковины и всё это прислоняю к забору. Очень удобно, места покрышки занимают мало, а использовать их можно много лет подряд.
После открытия лозу развязываю, расправляю вдоль опор. Потом ставлю над виноградом дуги и укрываю лутрасилом. В таком состоянии держу виноград до июня, 15 мая – это самый ранний срок. Снимаю лутрасил, аккуратно разбираю лозу и размещаю её на опоре.
- Вообще, – замечает Владимир Петрович, ­- виноград – культура интересная и в то же время непростая. При её выращивании все время появляются вопросы. А где искать на них ответы, если не у садоводов-практиков? У нас в Москве такую помощь всегда можно получить в МОИП. Говорят, если прочитал книгу, и хотя бы одна строчка в ней оказалась нужной, – книга полезна. МОИП для нас, садоводов, – книга со множеством таких строчек.
О. Миронова
(Приусадебное хозяйство № 6, 2005)