Съезд садоводов россии по косточковым культурам, выступления на съезде, новое в селекции и акклиматизации
Косточковые культуры: сегодня и завтра
В конце прошлого 2012 года состоялся IV Всероссийский съезд садоводов, организованный НПО «Сады России».
«Косточковые культуры в садоводстве и декоративном озеленении» – так была сформулирована тема съезда, на котором с интересными докладами выступили известные ученые, специалисты, садоводы-опытники и развернулись острые дискуссии по самым актуальным проблемам.
Вдохновителем и организатором съезда был руководитель НПО Владимир Васильевич Степанов. А местом проведения дебатов стал Институт агроэкологии, расположенный в селе Миасское Челябинской области.
Чтобы подробно рассказать обо всём, что происходило на этом представительном форуме, потребовалось бы слишком много журнальных страниц. Поэтому познакомлю читателей с наиболее интересными, на мой взгляд, идеями и результатами опытов, прозвучавшими в докладах.
В своем докладе доктор биологических наук А. А. Юшев (ВИР, г. Санкт-Петербург) рассказал о вишнях, которые могут быть с успехом использованы в селекции. Одна из главных трудностей возделывания этой культуры состоит в том, что она очень сильно поражается коккомикозом. Единственный вид вишни, обладающий иммунитетом к этой болезни, – вишня Маака. Именно её необходимо использовать в селекции. На основе этого вида селекционерами уже выведены сорта, обладающие устойчивостью к коккомикозу, однако в этом направлении еще многое предстоит сделать.
Вишне были посвящены и другие выступления участников съезда.
Погодные условия в период цветения вишни играют существенную роль в получении урожая, поскольку влияют на активность пчёл, шмелей, ос и других опылителей. Об этом говорила старший научный сотрудник М. Г. Исакова (Свердловская селекционная станция садоводства, г. Екатеринбург). Увеличения урожая можно добиться внедрением самоплодных сортов, завязывающих плоды независимо от погодных условий и наличия насекомых-опылителей в саду. Но самоплодных сортов пока немного, большинство же сортов вишни самобесплодны. В условиях Среднего Урала стабильно высокую самоплодность проявляют сорта селекции Свердловской станции садоводства Щедрая, Изобильная, Мечта Зауралья, Ожерелье, Гномик, Флора, Вита.
В Западной Сибири широкое распространение получила степная вишня, поскольку в условиях континентального климата этот вид отличается высокой зимостойкостью и урожайностью. Темой доклада младшего научного сотрудника Т. Е. Бояндиной (НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко, г. Барнаул) стала хозяйственно-биологическая оценка сортов вишни степной алтайской селекции. По результатам исследований 2011-2012 гг. подтверждена высокая устойчивость к коккомикозу 3 сортов вишни: Селиверстовской, Алтайской ласточки и Метелицы. Выявлены 4 наиболее урожайных сорта: Селивёрстовская, Змеиногорская, Алтайская ласточка, Максимовская (со средней урожайностью за 2 года 7,7-8,6 т/га). Высоким содержанием витамина C отличаются сорта Метелица, Субботинская и Шадринская.
Продолжается поиск перспективных подвоев для вишни и черешни для условий Южного Урала. Об этом рассказал научный сотрудник В. Р. Галимов (Южно-Уральский НИИ плодоводства и картофелеводства, г. Челябинск). Впервые в качестве подвоя при размножении вишни и черешни изучается вишня Маака. В 2012 г. установлено, что использование этого подвоя увеличивает приживаемость саженцев вишни с 40 до 89%, черешни – с 44 до 88% по сравнению с вишней обыкновенной.
Черешня – традиционно южная культура, которая, однако, активно продвигается на север. В этом большая заслуга доктора сельскохозяйственных наук М. В. Каньшиной (ВНИИ люпина, г. Брянск). Ее доклад на тему «Зимостойкость и экологическая адаптация сортов черешни в условиях юга Нечернозёмного региона» был выслушан с большим вниманием. На рисунках и графиках была показана урожайность сортов черешни за 17 лет наблюдений. Важно то, что даже в неблагоприятные годы с суровыми зимами деревья давали урожай, хотя и небольшой. Сорта Веда и Ревна плодоносили ежегодно, сорта Овстуженка и Тютчевка остались без урожая лишь один год. Урожайность сорта Бряночка по годам сильно колебалась, в благоприятные годы была очень высокой, но 3 года плодоношение отсутствовало полностью.
Доклад кандидата биологических наук В. С. Симагина (Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, г. Новосибирск) был посвящён черемухе. Ученый предрекает межвидовым гибридам черемухи большое будущее. И в самом деле, они очень зимостойки – выносят без повреждений морозы ниже 50°, урожайны, легко размножаются зелеными черенками и окулировкой, цветут в поздние сроки, в результате чего цветки уходят от возможных заморозков. Проблема – мелкие и невкусные плоды, однако уже получена группа сеянцев со вкусными плодами массой 1,2-1,5 г. В дальнейшем массу плода селекционеры планируют увеличить до 1,7-2 г.
Богатый экспериментальный материал содержал доклад В. П. Пителина (садовод-опытник, г. Челябинск). Садовод выращивает у себя черешню и убежден, что осеверение этой культуры необходимо продолжать и испытывать прежде всего сорта М. В. Каньшиной. Замечательно и то, что черешня, в отличие от вишни, коккомикозом не поражается, единственный её враг в саду В. П. Пителина – птицы. А как же справляться с коккомикозом на вишне? Владимир Павлович, ориентируясь на свой сад, предложил испытывать сорта вишни с повышенной устойчивостью к этой болезни – например, Новелла Волочаевку, Подарок учителям. Испытывал В. П. Пителин и абрикосы сортов Академик и Хабаровский. Они оказались недостаточно зимостойкими для условий Урала, тем не менее садовод считает, что и дальше нужно экспериментировать с сортами селекции Дальневосточного НИИ сельского хозяйства.
Большое впечатление на участников съезда произвёл доклад кандидата биологических наук Л. А. Крамаренко (ГБС им. Н. В. Цицина, г. Москва, известного специалиста по абрикосам, автора нескольких сортов этой культуры, которую Лариса Андреевна активно продвигает в Московской и близлежащих областях. С помощью фото-слайдов Л. А. Крамаренко увлекательно рассказала о своей поездке в Киргизию. Она проехала вокруг озера Иссык-Куль, побывала на Тянь-Шане и по пути не только наблюдала за местными абрикосами - как они растут, чем болеют, – но и собирала косточки, которые будут использованы в селекции.
Живой интерес многих участников съезда вызвал доклад селекционера из Саратова А. М. Голубева. Тема доклада – «Проблемы и перспективы акклиматизации персика в Поволжье». Саратовская область, казалось бы, мало подходит для выращивания персика. Тем не менее, здесь растут целые персиковые сады. Подробно о них мы обязательно расскажем в одном из номеров журнала. Пока же приведу лишь цитату из доклада Александра Михайловича, которая, признаюсь, поразила меня: «На основе выделенной формы Саратовский ранний (средний вес плодов 100 г) я отобрал форму, назвав ее Саратовский-32, которая без каких-либо подмерзаний выдерживает морозы 32°. Сейчас она находится на стадии изучения. Из косточек неизвестного происхождения отобрана единственная форма, пережившая без существенных подмерзаний самую суровую зиму (2005-2006 гг.) за последние 30 лет, когда морозы от 25 до 35° стояли 45 дней. Ей присвоено название Экстрим-35. Эта форма находится также в стадии изучения».
Селекционеры и садоводы-опытники наверняка по достоинству оценят информацию из доклада кандидата сельскохозяйственных наук Ф. М. Гасымова (Южно-Уральский НИИ плодоводства и картофелеводства, г. Челябинск). «В 2001 г., – рассказал он, – мы привезли косточки тёрна из Азербайджана. Сеянцы в суровые уральские зимы подмерзали, за исключением одной формы (3-24-5), которая оказалась зимостойкой, с крупными и вкусными плодами, высокой урожайностью. Сейчас мы готовим к передаче на ГСИ сорт тёрна под названием Билясувар, выведенный автором доклада. Дерево высотой 3-4 м, плоды округлые, крупные, массой 12-15 г, размером около 27 мм, темно-синие, мякоть при созревании красновато-зелёная. Вкус плодов хороший, при полном созревании практически сладкий. Созревают плоды поздно – 25 сентября. Косточка слегка сросшаяся с мякотью. Цветёт этот терн одновременно с уссурийскими сортами слив. Сеянец выделен за зимостойкость дерева, крупноплодность и хороший вкус плодов».
Хочу отметить, что большинство докладов были практической направленности. И это вселяет надежду, что совсем скоро наши сады в разных регионах получат хорошее пополнение.
Хотя съезд был посвящен косточковым, иногда в докладах звучала информация и о других культурах, как, например, В докладе В. П. Пителина. Он рассказал о результатах изучения в условиях Южного Урала не только разных косточковых, но и семечковых культур.
«Мне удалось опробовать в прививках большое количество сортов груши, – сообщил он. – Для наших условий отобрал сорта Брусничная (Кокино), Чижовская, Лада и Обильная (ГСХА), Сеянец Россошанской, Красный бочонок, Сретенская и Бережёная (Свердловская ССС). Кроме того, я получил черенки 15 сортов самарских груш (селекции С. П. Кедрина и А. А. Кузнецова), привил их. В прошлом году начали плодоносить сорта Кристина, Кундурчанка и Журавлинка. Попробовав плоды, я убедился, что и в наших краях могут расти груши, не уступающие по вкусу и размерам южным сортам».
Экспериментировал челябинский садовод и с яблонями и пришел к выводу, что яблони на карликовых подвоях севернее Воронежской области расти не могут, а «колонны» выращивать проблематично. Однако селекционер-любитель из Маrнитоrорска А. И. Сидельников, скрестив Серебряное копытце (сорт Свердловской ССС) с одним из сортов колонновидной яблони, получил гибрид под названием Аркаим, обладающий признаками как «колонны», так и яблони интенсивного типа с узкопирамидальной кроной. Получив черенки Аркаима, В. П. Пителин сделал прививку в волчок яблони Уральское наливное, растущий возле корневой шейки, и на 3-й год получил первые плоды весом 200-250 г, но вкус – как южные. У автора сорта дерево в 8-10-летнем возрасте давало урожай до 5-6 ведер плодов.
Л. Скоромная, редактор раздела «Сад»
(Приусадебное хозяйство, № 4, 201)