Факторы зимостойкости в условиях климатической зоны южного кузбасса
И в Сибири будут яблони расти. &hellip- Самые лучшие
Проходит год, который был наполнен неприятными ожиданиями и волнениями: прошедшая зима сокрушила нас морозами, какие бывают лишь раз в десятилетие, 42° мороза на юге Кузбасса. А в северных районах области было -46°. Замечу, что такое падение столбика термометра отмечалось в 1999 и 2000 годах.
Было от чего волноваться: в моём саду появилось много новых растений, считающихся исключительно южными (миндаль, шелковица), и сорта плодовых культур, которые ещё не проходили такого жёсткого испытания. Таких тоже очень много. Кроме уральских сортов, которые у меня не вызывали озабоченности, появились отличные сорта яблони и груши из Мичуринска (Е. С. Черненко), из Орла (из ВНИИСПК).
Результаты садового года оказались неожиданными и в общем обнадёживающими. Все растения выжили и многие порадовали обильным урожаем. Ягодные кустарники буквально лежали на земле под тяжестью урожая. Большинство садоводов нашего района были удивлены таким обилием плодов груши, яблони, сливы: ветки ломались, приходилось ставить опоры. Только вишня Владимирская – гордость нашего края – плодоносила умеренно.
Сколько лет думаю, советуюсь с грамотными людьми: климатологами, геологами, садоводами. Консультировался со специалистами – климатологами, геологами. Одни говорили, что наш климат определяется некими геофизическими аномалиями, другие объясняли наличием незамерзающего водоёма (река Кондома ниже от Южно-Кузбасской ГРЭС не замерзает). Сам я пытался объяснить тем, что наш регион находится как бы в каменном мешке, между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау. Некоторые говорят: климат обусловлен целым рядом сопутствующих факторов. Может быть.
Но точного, исчерпывающего ответа так и не найду. Вот и теперь, когда я пишу эти строчки, на градуснике за окном -39°C. Но меня это ничуть не тревожит. В прошлую зиму было -42, а результат – сказка.
Вспоминаю беседу за круглым столом ведущих учёных садоводов России после суровой зимы 2006 года в средней полосе России: опять читаю, сравниваю, думаю. Почему мои наблюдения так резко не совпадают с мнением таких знаменитых учёных.
Вот что говорил тогда кандидат с./х. наук Михеев А. М.: "Январские морозы как минимум оставили нас без урожая косточковых культур, для которых температура минус 35-37° даже при постепенном ее снижении уже является критической, не говоря о более низкой. Уничтожено весьма значительное количество цветковых почек. На вишне и сливе погибли не все, но основная их часть, а на алыче, черешне и абрикосах – до 90-100%. Сильно подмерзли и буквально на глазах будут усыхать даже однолетние приросты на многих из перечисленных культур". (Кстати, лет 5 назад Анатолий Михайлович в ответ на мои вопросы о вишне ответил: Вишня у вас расти не будет. Но она всё-таки у нас растёт и обильно плодоносит).
В тот же день кандидат с./х. наук В. И. Сусов говорил: "Из яблонь советую впредь покупать и сажать самые зимостойкие сорта: Коричное полосатое, Маяк, Грушовку московскую и раннюю, Подарок Графскому, Летнее полосатое, Анис полосатый, Антоновку обыкновенную. Малозимостойкие сорта, такие, как Мелба, Лобо, Уэлси и прочие зарубежной селекции, а также те, что выведены в южных регионах России, лучше не приобретать".
Читаю сейчас научную статью "Изучение сортов и форм яблони селекции ГНУ ВНИИСПК по компонентам зимостойкости в контролируемых условиях" (авторы: Ожерельева З. Е., Седов Е. Н.). Думаю себе, вот так, скрупулёзно, с применением особой методики, учёные садоводы испытывают сорта на морозоустойчивость. Опять-таки, почему же у нас они, эти сорта оказываются более морозоустойчивыми?
Сорта плодовых культур у нас, на юге Западной Сибири &hellip-
Мне часто приходит в голову мысль о том, что жёсткость нашего климата несколько надумана и пришла к нам из прошлого. Ведь Сибири боялись с тех времён, когда сюда, на безлюдье, ссылали преступников и людей, неугодных властям. Моя соседка и учительница по жизни Дарья Павловна Кочуганова вспоминала, как приезжали к нам ссыльные украинцы в 30-е годы. Они считали себя обречёнными на верную смерть от голода, но когда получили на своих огородах первый урожай, воспрянули духом: оказывается, в Сибири не просто можно жить, но ещё и хорошо жить. Они демонстрировали свой урожай лука и удивлённо восклицали: "Бачь, яка цибуля!"
Думаю, именно им, украинцам, страстным любителям садов, первым пришла мысль завести на сибирской земле приличные сады с невиданными здесь сортами. И стали привозить с Украины саженцы и черенки украинских яблонь. Но древесина украинских яблонь вымерзала выше снежного покрова. Они нашли выход – формировать стелющуюся крону, которая хоть и занимала много места и больших трудозатрат, зато позволяла уберечь от мороза крону под снежным одеялом.
С развитием селекционной науки появились новые морозостойкие сорта плодовых культур, которые легко приживаются в сибирских условиях. Генеральная линия селекции – южные культуры в северные сады, – выработанная И. В. Мичуриным, нашла своё продолжение в трудах его последователей. Ими было создано много новых сортов, которые распространены не только в средней полосе России, но и в Сибири. И они не уступают южным сортам по крупноплодности, красоте плодов и вкусу. Сорта из средней полосы у нас тоже приживаются почти все.
Яблони Мелба, Уэлси, Лобо уже много лет показывают у нас свою удивительную зимостойкость. А ещё прибавьте сюда Мантет, которым увлёкся прокопьевский садовод А. Г. Руденко. У меня в саду кроме этого показали свою устойчивость к низким температурам Антоновка, Белый налив, Шафран летний, Северный синап, Бессемянка Мичурина, Богатырь, Память Будаговского, Память Черненко, Кандиль новый, Полинка, Кандиль золотистый, 42 орловских сорта селекции ВНИИ СПК (пока кроме Орловского пионера) и другие сорта. И это – в Сибири. После -42°!
Почему же у нас прижились и чувствуют себя уютно, сорта американские, канадские, наряду с ними сорта, выведенные в Москве, Мичуринске, Орле, Беларуси, которые мы тоже почему-то привыкли называть южными?
Зимние понижения температуры, которые многие учёные садоводы считают критическими, посещают нас почти ежегодно. Почему же они не становятся настолько губительными для растений? Нередки у нас и губительные зимние оттепели.
Все доводы сведущих людей можно, конечно, принять и успокоиться, хотя в чём-то можно и возразить. Я думаю, главным фактором, способствующим выживаемости растений в наших условиях, является значительная высота снежного покрова. Почти ежегодно под нашими сугробами почва остаётся талой.
Остаётся позавидовать москвичам в их возможности найти добротный посадочный материал и посочувствовать, что у них бывает мало снега. Как писал известный московский садовод Г. М. Иова, почва в Подмосковье промерзает до 1,4 м. А у нас корни растений остаются в талой почве, накапливают силу, чтобы по весне отдать их на восстановление пострадавшей древесины. Наверное, поэтому весной мы даже не замечаем, как проходит этот процесс. Главное – результат. У нас прекрасно приживаются даже те сорта, которые в средней полосе России вымерзают.
Но, как говорят, раз на раз не приходится. Сильно подмёрзли в прошлую зиму из традиционных сортов – яблони Жигулёвское, Апорт Александр, Розовое превосходное. По опыту местных садоводов знаю, что Жигулёвское у нас может пострадать в суровую зиму, но легко восстанавливается. (В саду у Ждановой П. Е.).
Говоря о груше, надо заметить, что эта культура вообще хуже переносит морозы, чем яблоня. В одной из своих статей А. Руденко, садовода из г. Прокопьевска, пишет, что "предельная температура для плодовых почек культурной груши -35 градусов". Поэтому подмерзает древесина не только у сортов, культивируемых в средней полосе (Память столетию, Красавица Черненко, Орловская летняя, Орловская красавица), но и выведенных на Урале (Вековая, Сказочная).
Мои вполне "культурные" груши Лада и Чижовская в 2009 году плодоносили, хотя и не очень обильно. Но в этом я сам виноват. &hellip- В крону этих груш я привил сорта, полученные мною от Л. А. Котова из Свердловска (Екатерина, Свердловчанка, Сентябрина, Исетская сочная), сорта Э. А. Фалкенберга из Челябинска (Миф, Таёжная). Прививки дали хороший рост, успешно перезимовали, но ослабили подвойные деревья, поэтому часть ветвей на них подмёрзла. В то же время Лада без дополнительных нагрузок в кроне перезимовала хорошо. (В саду Лубинской Т. Н.).
Хотелось бы испытать в наших условиях все сорта Е. С. Черненко, С. Ф. Черненко, С. И. Исаева. Сейчас моя задача – достать черенки. Новейшие орловские сорта уже пообещал прислать Седов Е. Н. Будем пробовать.
Выводы
Теперь можно сделать некоторые выводы о факторах, повышающих зимостойкость растений.
Перечислим хорошо известные садоводам приёмы.
Древесина должна уйти в зиму плотной, не переполненной влагой, чтобы вода не разорвала во время мороза клеточные мембраны, необходимо:
1. Исключить азот в подкормках во второй половине лета.
2. Использовать во второй половине лета фосфорные и калийные удобрения.
3. Не допускать переувлажнения почвы в конце вегетационного периода.
А теперь о других факторах, повышающих зимостойкость, исходя из нашего опыта и предположений.
Во-первых, как мы уже говорили, необходимо предохранение почвы от промерзания. Для этого многие садоводы в разных регионах с суровыми условиями перезимовки осенью утепляют приствольные круги листовым опадом, подгребают снег под штамбы зимой. Последнее из мероприятий может быть губительно для косточковых культур – грозит выпреванием корневой шейки и даже штамбов у деревьев.
Во-вторых, как мы поняли, значительную роль может играть и высокая влажность воздуха при наличии открытого водоёма, и минимальная скорость ветра при сильных морозах.
На зимостойкость растений влияет величина и скорость перехода низких температур от максимума к минимуму, а также продолжительность экстремального периода и состояние атмосферы при этом. Отрицательно сказываются на зимостойкости плодовых культур, особенно косточковых, зимние оттепели, сменяющиеся резким понижением температуры.
А значит морозостойкость сорта, которую некоторые умельцы садоводы могут определять вплоть до десятых долей, – величина не постоянная, но изменчивая, зависящая от целого ряда факторов, ещё недостаточно изученных. До каких пределов может изменяться морозостойкость (увеличиваться, уменьшаться) и под влиянием каких именно факторов? Это должно стать предметом специальных научных изысканий.
Бесспорно, что количество факторов, увеличивающих или уменьшающих зимостойкость, не зависящих от человека весьма значительно.
После первой публикации статьи Л. И. Крамаренко заметила, что готовность растения к успешной перезимовке определяется ещё и температурным режимом в летний период. А лето у нас обычно бывает жарким. Солнечной радиации – в избытке. Прошлогодний август я сравнил с августом в Крыму, где мне довелось побывать 1968 году.
Убеждён – наша Сибирь, не та Сибирь, которую так разрисовали классики и народная молва. У нас растёт почти всё. И ещё как!
Вот доказательство: яблоня летнего канадского сорта Мелба, которая должна была погибнуть после -34°, вопреки всему после минус 42 градусов плодоносит в моём саду. А ещё более доказательны другие фотографии из моего сада в 2009 году. (Их можно посмотреть на соответствующей странице).
Природа всегда будет приносить нам сюрпризы, экстремальные, не типичные для региона резкие отклонения от "нормы": поздние весенние или ранние осенние заморозки, сильные и продолжительные морозы зимой, необыкновенно пасмурное или дождливое лето. И ещё.... И ещё.... Что характерно не только для Сибири и для северных областей России, но и для южных регионов, чему ближайшее доказательство – зима 2006 года.
Что ж теперь делать? Сложить руки, сдаться? Нет! "Воля и труд человека дивные дива творят".
Г. Казанин
Другие мои публикации смотрите в разделе Мои статьи: из опыта сибирского садовода