Мичурин о районировании сортов и их ценности
Видео: Уникальные целебные свойства и лечение черными фруктами Черная малина, слива, черноплодная рябина,
Избранные сочинения
Стр. 306
О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НОВЫХ СОРТОВ
Все оригинаторы новых как овощных и зерновых, так и, в особенности, плодовых и ягодных растений должны стараться избегать возбуждения сенсации в публике своими рекламами о качествах новых сортов. Это крайне вредно для дела уже по одному тому, что вводит людей в обманчивые излишние надежды и затем в разочарование. Напротив, мы должны по возможности проводить в оценке достоинств новых сортов строгую стандартизацию, т. е. следовало бы выпускать в размножение и распространение только всё действительно полезные, лишь перворазрядные сорта, дающие наилучшие по количеству и качеству урожаи при культуре их, остальное же всё браковать. Но вот это-то и является трудно разрешимой задачей, потому что если основываться при браковке на качествах сорта в местных условиях того района, где производится выведение новых сортов, то мы можем забраковать и уничтожить массу таких сортов, которые в других местностях или при других условиях состава почвы могли бы оказаться перворазрядными, прекрасными сортами.
И, обратно, лучшие сорта у нас могут быть в других местностях никуда негодными, что оригинатор в данной местности совершенно предугадать не может.
Возьмём два-три фактических примера из тысячи. Я скрестил известный южный сорт черешни Винклера белая с [вишней] Владимирской розовой ранней и получил прекрасный по крупности, вкусу и окраске плодов новый гибридный сорт вишни, названный мною Краса севера. Я испытал его культуру на всех доступных для меня разных видах почв, причём оказалось, что на глинистых тяжёлых почвах урожайность его удовлетворительна, и, напротив, на песчаных почвах сорт оказался малоплодородным. Так я описал его. Вдруг появляется в журнале «Прогрессивное садоводство и огородничество» заметка известного садовода-пепиньериста (питомниковода) в гор. Самаре гр. Решетникова такого содержания:
Стр. 387
«Мичурин не знает сам, какое сокровище он вывел в сорте вишни Княжна (Краса) севера. У нас при размножении оказалось, что, во-первых, этот сорт в сравнении с другими сортами вишен быстро развивается и начинает рано плодоносить и, во-вторых, так сильно урожаен, что все ходят любоваться в питомник этими деревцами и их плодоношением». Этого оказывается мало. В Сибири в гор. Омске этот сорт прекрасно выносит морозы свыше 35°C и обильно плодоносит, между тем как даже чистый вид Владимирской вишни там поголовно вымерзает. Как я мог предугадать такое явление природы? Так, даже и теперь, когда я имею фактические данные налицо, у меня рука не решается написать, что гибрид черешни может быть годным для культуры в Сибири.
Имеется другого содержания пример. Выпущен мною в продажу полученный от спортивного уклонения (почковой вариации) Антоновки могилёвской белой новый очень крупноплодный сорт, названный мною Антоновкой полуторафунтовой (шестисотграммовой), выставочного красивого вида позднеосеннего или раннезимнего созревания. Плоды его и у нас и в более северных районах, несмотря на меньшую лёжкость, ценятся за их красоту и вкусовые качества гораздо дороже простой Антоновки. Затем, из некоторых местностей получаются восторженные отзывы об этом сорте с уверением, что плоды его у них сохраняются в свежем виде до весны. Но вот в гор. Воронеже на рынке этот сорт расценивается дешевле, чем простая Антоновна. Оказывается, что всё это зависит от той или другой привычки жителей каждой отдельной местности к использованию для пищевого потребления плодов того или другого сорта, что оригинатору нет возможности знать.
Третий пример. Нельзя же браковать превосходного вкуса новые сорта, как, например, выведенный мною сорт Кандиль-китайка, лишь за то, что они в более северных частях Союза окажутся невыносливыми. Границу распространения к северу подобных ему сортов нельзя предугадать- для этого требуются данные многолетних наблюдений в северных местностях и в разных условиях. Ещё пример: выведенный мною высокопродуктивный и ценный сорт груши зимнего созревания в лёжке Бере зимняя Мичурина даёт у нас небывалые по величине урожаи.
В гор. Мичуринске (на Украинской улице, дом № 120) у гр. Давыдовой па усадьбе размером в полгектара рассаженные 64 десятилетних дерева Бере зимняя Мичурина при самом примитивном уходе, равняющемся почти полному отсутствию должного ухода, давали хорошего качества и количества урожайность, но в зиму 1929 г. сад в большинстве своём вымерз.
По известиям последнего времени из Ивановской области Березовского района от гр. Н. И. Дианова (это на 600 км севернее гор. Мичуринска) видно, что этот сорт при тамошних почвенных условиях оказывается выносливым. В Московском районе этот же сорт чувствует себя удовлетворительно.
Стр. 388
То же нужно сказать и о свойствах иммунности растений новых сортов к болезням вообще и, в частности, к страданию от грибных паразитов и от повреждения насекомыми. Всё это во многом зависит от почвенных и климатических условий каждой отдельной местности. В одинаковой степени от таких же условий зависит и стерильность отдельных сортов, что подтверждается и данными североамериканского садоводства. Одним словом, наши местные оценки достоинств новых сортов, как бы они ни были полны и объективны, не только не могут распространяться на целые районы, по даже в пределах одного района должны ограничиваться небольшими сравнительно территориями с однородными приблизительно климатом, рельефом и почвой.
Значительная сухость воздуха и почвы, несмотря на тёплый климат, не препятствует развитию свойства выносливости к морозам у растения и, наоборот, влажная атмосфера, сырая почва тёплого климата сильно изнеживают растения и лишают их свойства выносливости к морозам.
Воспитание гибридов в повышенной температуре, но при крайней сухости воздуха в некоторых случаях не мешает им развить в себе свойство выносливости к морозам, что видно из примера в описании происхождения новых видов монгольских абрикосов и нового сорта яблони Парадокс, выведенного из семени и росшего в жилой отапливаемой комнате с невыставленными летом двойными рамами. В течение девяти лет сеянец этот ни разу не был выносим на открытый воздух и, тем не менее, будучи привитым на десятый год в саду, прекрасно выдерживает все местные морозы и даёт крупные плоды хорошего вкуса. Следовательно, из растений с сухих и нагорных местностей, хотя бы и с более тёплым в сравнении с нашим климатом, можно надеяться получить выносливые к нашему климату виды. Вообще, можно предполагать, что значительная сухость воздуха и почвы, препятствуя тучному развитию растений, может быть коррелятивным стимулом развития относительной выносливости к морозам у растений.
Только на этом основании и я в последнее время добыл семена дикого вида фигового дерева, растущего в очень засушливой нагорной местности, и делаю попытку введения этого вида плодового растения в культуру нашей местности.
Видео: Достижения и основные направления современной селекции
Впервые опубликовано в 1929 г. в книге: И. В. Мичурин, «Итоги полувековых работ по выведению новых сортов плодовых и ягодных растений»
ДАЛЕКО ЛИ МОЖНО ПРОДВИНУТЬ НОВЫЕ СОРТА
Новые сорта плодовых растений мною выведены в Тамбовской губернии. Естественно поэтому, что в большинстве они будут пригодны и продуктивны лишь в местностях Тамбовской губернии и в ближайших к ней окраинах соседних губерний. Чем дальше от помеченного района будет находиться место, тем постепенно качества сортов и продуктивность их насаждений будут понижаться.
Стр. 389
Универсальных но пригодности во всех местностях сортов многолетних плодовых растений, конечно, быть не может. Ведь если однолетние сорта полевых хлебных злаков с неглубоко проникающими корнями требуют для успешного своего развития особенных почвенных и климатических условий, то тем более многолетние плодовые деревья и ягодные кустарники со своими глубоко проникающими не только в почву, но далеко и в подпочвенные слои корнями предъявляют ещё большие требования. Их развитие зависит, кроме климатических условий, и от состава почвы, и от подпочвенных слоёв, а также и от расстояния подпочвенной воды. Затем большую роль играют и господствующие в данной местности ветры, и наличность искусственной или естественной защиты от этих ветров.
Все эти и многие другие условия могут повысить или понизить достоинство сортов плодовых растений настолько, что один и тот же сорт в одном саду зарекомендует себя как перворазрядный по доходности, в другом саду той же местности он окажется далеко не выгодным.
Доказательство этому мы видим из того, что на наших рынках плоды одного и того же сорта, но из разных, соседних между собой, садов, пользующихся одинаковым уходом, расцениваются различно. Это в одной и той же местности, а в отношении далёких друг от друга местностей и подавно получатся резко отличные результаты.
Возьмите хотя бы сорт яблони – Антоновку. В средней части РСФСР она считается самым доходным, выносливым и наиболее продуктивным сортом. Но на юге, начиная с Саратова и далее, Антоновка совершенно теряет свои достоинства.
Известная Владимирская вишня во Владимирской губернии считается самым доходным сортом, а у нас, в Тамбовской губернии, она из 5 лет один год приходит с урожаем.
То же нужно сказать и об известном, очень ценном, крымском сорте Кандиль синап. Этот сорт даёт перворазрядные крупные плоды только в одной из долин Крыма, а в остальных тамошних местностях он мелкоплоден и малоценен. Анис хорош и доходен лишь в Поволжье, около Симбирска*, а уже в местностях ближе к Саратову его вытеснил Мальт багаевский и т. д.
Из всего этого становится очевидным, что продвижение в крестьянское хозяйство выведенных нашим питомником сортов всего целесообразнее производить в районе Тамбовской губернии и в ближайших окраинах её соседних губерний.
Но ежегодно, нередко из отдалённых местностей, к нам поступают массовые требования на наш посадочный материал. Отказывать в этих требованиях нельзя – необходимо испытать пригодность новых сортов и в других местностях.
* Ныне гор. Ульяновск. – Ред.
Стр. 390
Поэтому питомник, хотя и понемногу, лишь в размере 10% от общего числа заказчиков, удовлетворяет эти требования, прилагая каждый раз печатный анкетный лист с просьбой отмечать в нём поведение новых сортов.
Таким образом, в ближайшее десятилетие соберётся материал, по которому можно будет составить более обоснованный вывод о пригодности для доходной культуры новых сортов в тех или других местностях.
Самым целесообразным способом продвижения новых улучшенных мичуринских сортов плодовых растений нужно считать снабжение прежде всего ими отдельных питомников в различных районах Союза, где они должны при местных климатических и почвенных условиях испытываться. Затем оказавшиеся лучшими должны размножаться и распространяться среди трудящегося населения.
В заключение рекомендуем по пяти самых доходных для сельского хозяйства выносливых сортов. Из яблонь: Бельфлёр-китайка, Кандиль-китайка, Пепин шафранный, Славянка, Ренет бергамотный. Из груш: Бере зимняя Мичурина, Бере Победа – зимняя, Бере толстобежка, Аврора, Суррогат сахара, Кукона. Из вишен: Плодородная Мичурина, Княжна севера, Рогнеда, Юбилейная, черешня Первая ласточка, Первенец. Из слив: Ренклод реформа, Чернослив козловский, Персиковая новая, Тёрн десертный, Тёрн ренклодный*.
Затем в текущее время получены отборно-лучшие гибриды яблонь, слив, вишен, абрикосов, винограда и других плодовых растений, более 200 новых сортов, находящихся на испытании, в подготовке к размножению и отпуску в последующих годах.
Кроме того, имеется несколько тысяч ещё не селектированных гибридов молодых растений новейших сортов.
Впервые опубликовано в 1929 г. в книге: «Труды государственного опытно-помологического питомника имени И. В. Мичурина»
* В других местах И. В. называет этот сорт Ренклод терновый. – Ред.
Заглавная страница: Иван Владимирович Мичурин. Избранные сочинения