Истребление кедра и липы на юге западной сибири русскими промышленниками в середине 19 века

О каждогодном истреблении русскими промышленниками кедра и липы в алтайских горах

Кедр

Деревья кедр (Pinus Сembra) и липа (Tilia Europea) всем особенно известны. Но не все знают, на какие именно потребности и как употребляются эти деревья. Кедр, абориген растительного царства Сибири, великан и представитель здешних лесов, растет по всему пространству Сибири от Урала до Восточного океана, за исключением лишь больших широт, по горам и долинам- липа расселилась только в некоторых местах, как бы колониями переселенцев и преимущественно по горам.

Кедровое дерево по прямизне и мягкости своей словно специально создано на все столярные поделки и в плотничной работе: на колоды к дверям и окнам, на дверные полотенца, на оконные ставни, на полы и прочее, вообще, где требуется большая чистота (красота?) в работе. Эти потребности значительного влияния на истребление кедров не имеют и конечно никто и возражать не будет, когда вещь употребляется на полезное дело, хотя и не желалось бы, чтобы из одних кедровых бревен выстраивались, как я знаю примеры, целые дома и, не по недостатку в других строевых материалах, а единственно, чтоб только удовлетворить неблагоразумному тщеславию и какой-то необъяснимой детской прихоти, что у него дом, как храм Соломонов — весь кедровый!

Инородцы, населяющие леса (урманы, тайги и тундры Сибири), пользуются от кедров только орехами, осторожно обивая с них шишки. Они к кедрам столь же вежливы, как и белка, составляющая значительную отпускную статью нашей торговли с Турцией, Персией и Китаем, получающая пропитание своё от кедра. Кроме орехов ни Сибирской белке, ни Сибирскому инородцу ничего от кедра не нужно1.

Мы описали два разряда потребителей кедра: одни, которому надобно самое дерево, ствол, другой, которому надобно только плод – орехи, и который всеми состоящими в его распоряжении и силах средствами бережёт и охраняет кедры. Наконец, надобно упомянуть и о третьем разряде, не потребителей уже, а истребителей кедра — одного из полезнейших Сибирских деревьев.

Этот разряд составляют Русские из крестьян и мещан, промышленники орехов2- они, вместо того чтобы взлезть на кедр и обить с него палкой шишки с орехами, как делают инородцы — срубают кедр под корень, избегая труда лезть на высокое дерево, оберут шишки, потом срубают другой, третий и т. д. Срубленные кедровые стволы тут и остаются пока сгниют. Бедные, безгласные перед русскими инородцы просят, умоляют, не срубать кедров, доставляющих им ежегодно значительный доход, но невежественное своеволие грубых русских промышленников не внемлет голосу и доводам инородцев, этих детей природы, вечно не мужающих.3

Большая часть инородцев, по природной скромности и тихости нрава и по отдаленности жилищ своих от городов и, следовательно, от начальства, на целые сотни и более вёрст, как напр. в Кузнецком и Бийском округах, не имеют никакой возможности принесть своих жалоб на самоуправство и бесчинство русских промышленников.

Примечания

1 - Урожай кедровых орехов привлекает во множестве белку. Шишки с орехами завязываются на кедрах осенью, и называются озимью. Если озими много, то на будущий год и белки будет изобилие. Это верный признак, и в такие места она бежит во множестве или накатывается, как говорят инородцы.

2 - Желательно бы иметь статистическую цифру количества кедровых орехов, ежегодно добываемого, чтобы судить о доходах, приносимых кедрами, также и о количестве белки. Тогда можно бы было вывести пропорцию белки к орехам.

3 - Калмыки и Телеуты, при появлении в черни Русских промышленников, просят их на исковерканном русском языке: Багка, мы тебе рады, но ты речки не запрагай (т. е. не запруживай, не перебивай заездками) и весь балык (т. е. всю рыбу) не вылавливай- а петрово дерево (т. е. кедровое) не руби!

Липа

Выше сказано, что липа растёт в Сибири не повсеместно, а купами, как бы колоннами переселенцев. В Тобольской губернии находится она во многих местах. В Томской, сколько мне известно, находится только в Кузнецком округе, именно в 65 верстах от Кузнецка вверх по Кондоме, по речке, называемой Тёш, впадающей в Кондому и принимающей в себя речку Мигаш, верст на 25 в длину и на 12 в ширину- следовательно, занимает около 300 вёрст, и это единственное месторождение липы в целой губернии. Толщина липы восходит до несколько охватов. Дерево липы употребляется в России преимущественно на резьбу церковных и других орнаментов, для украшений под позолоту. Цветы липы известны в медицине, как противокорчевое, укрощающее боли и слегка потогонное средство- самый мёд, собранный пчёлами во время цветения липы и известный в народе под именем липца, липового мёда, превосходит ароматом, вкусом, чистотою, добротою и особенною целительностью в некоторых болезнях все другие меда, собранные пчёлами в иную пору и с других растений. Липовый мёд в России продается против других медов вдвое, втрое и вчетверо дороже.

В России неприятели липы - лапти (обувь простого народа, которая приготовляется из лыка) и циновки или рогожи, приготовляемые из мочек1, но там давно уже пресечено употребление циновок.

Высочайшим запрещением принимать в казну муку и крупу в рогоженных кулях, которые велено шить из холста. Там остаётся только вывести из употребления несчастные, безобразные лапти, и липа будет свободно красоваться в лесах тамошних и цветами своими умножать ароматные мёда.

Теперь рассмотрим положение этого дерева в Сибири. В Тобольской губернии пчёлы ещё не акклиматизированы и их там нет- следовательно, не может быть и речи о цветах липы, столь полезных для пчеловодства- лапти тоже там не в обычаях, не носят- на церковные орнаменты употребляется очень небольшое количество этого дерева, следовательно, остается только распространить и на Тобольскую губернию высочайшее распоряжение о запрещении приготовлять циновки, кули, кульки и рогожи, и липа получит право свободы и охранения в лесах Сибири.

В Томской губернии, указанное мною место есть единственное, где произрастает липа. Народ здесь, щёголь, носит сапоги кожаные (хотя кож выделывать и не умеет) и лапти ни за что не наденет. Мочал из луба не делают, избегая слишком продолжительного труда – вымочки луба и ткать рогож тоже не умеют. Как можно заниматься столь грубою работою нежной половине щеголеватого народа! А неравно ручки занозит!?

Пчеловодство от Усть-Каменогорска до Минусы и Канска развито в высокой степени. В пасеках сплошь и рядом стоять по нескольку сот ульев, есть и такие, в которых стоят и по тысяче2. В самых лесах во множестве водятся дикие или, точнее говоря, одичавшие пчелы (т. е. улетевшие из пасек рои, впоследствии по лесам размножившиеся)3.

Стало быть, почтеннейший читатель, липе в южной полосе Томской губернии скажете вы, настоящее эльдорадо: там за ней ухаживают, пересаживают и сеют около пасек, всеми силами поддерживают и размножают, как растёт, доставляющее лучший и изобильный мёд!4

Ни тут-то было! Леность окрестных жителей означенного липняка вот какое сделала из него употребление: каждую весну, во время развития соку на деревьях, из деревень и из города отправляется в означенный липняк до 100 человек промышленников луба, срубают вековые, в несколько охватов липы, снимают с них луб, а самое дерево, ствол липы- оставляют гнить при родном корне! Два человека в неделю могут добыть до 100 пар лубу. (Парою называется две боковины и третья постилка на дно в обшевни, называемый здесь пошевни). С одной лесины получается одна лубина, редко две и еще реже три лубины. Цена лубин от 8 до 14 коп. Таким образом, за добытые 100 человеками 5000 лубин или, полагая высшую цену, за 700 рублей, истребляется ежегодно до 3500 вековых деревьев, столь способных для пчеловодства!

Житель здешней губернии, особенно южной её полосы, вообще не эконом, не хозяин (мы подразумеваем низшие необразованные сословия). Он не любит продолжительных операций, нетерпение и желание поскорее разбогатеть отличительная черта его характера, &ldquo-посеять и сейчас же жать» вот его девиз.

Мы полагали бы нелишнею меру запрещения – срубать кедры и липу. Это вразумило бы народ, который подобно насекомому из рода поденок думает жить и живёт только настоящим - сегодня – вовсе не думая чем и как жить в будущем, завтра. Ведь запрещено же в России рубить и употреблять на частные поделки дуб, ведь запрещено же в здешнем горном ведомстве рубить сосну! Почему не взять под особенное начальственно-хозяйственное покровительство, столь полезные деревья как кедр и липа.

Детям, какого бы возраста они ни были, но если они не понимают собственных своих польз, надобно указывать их насильно и тем закладывать прочное основание будущего их благосостояния.

Примечания

1 - Внешние покровы липы доставляют луб- из луба, посредством вымочки получается мочало. Лыко получается из коры молоденьких лип. Луб и лыко можно добывать только весною, когда деревья в соку.

2 - Любопытно бы было узнать: сколько десятков тысяч считается теперь ульев в Сибири. Известно, что все эти десятки тысяч расплодились от 2-х ульев, выписанных в Усть-Каменогорск шефом Селенгинского полка Аршеневским в царствование Императора Павла 1-го, следовательно, не более 55 лет назад. До него в Сибири пчёл не было, что доказывается как рассказами старожилов, так и тем, что на языках здешних инородцев нет названия пчёлы- они говорят: «печеля».

Любопытна и примечательна смерть Аршеневского, этого благодетеля Сибири и первым кто стал разводить в ней пчёл, и которые теперь приносят сотни тысяч рублей дохода. Он истратил несколько тысяч рублей казённых денег, был отдан под суд и застрелился в Омске. Через неделю случилось помилование, но благодетеля обширной страны уже не существовало!

3 - Множество диких пчёл как бы указывает, что здесь с успехом может быть введено бортевое пчеловодство, как у Башкир, в Киевской губернии и в других местах.

4 - Весною цвету на липах столь много, что они кажутся почти совершенно белыми, как бы осыпанными снегом, и в это время липы доставляют пчёлам самую богатую поживу.

И. Ананьин

Печатать дозволяется: Томский Гражданский Губернатор, Генерал-Maйop Озерский.

Томские губернские ведомости 1859 № 8 (20 февраля), Часть неофициальная с. 68-71 (корректура текста со старого стиля И. И. Амелин)

Примечание автора сайта. Благодарю Ивана Амелина, приславшего статью, за неравнодушное отношение к изучению сибирской флоры, к вопросам экологии и истории родного края.

30.01.14

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Истребление кедра и липы на юге западной сибири русскими промышленниками в середине 19 века