Пчеловодство на приусадебном и садовом участке в сибири

Медовый Спас Павла Фориса. Этот снимок (уникальный для многих читателей) сделан в прошлом году на пасеке Павла Павловича Фориса из Шушенского Красноярского края потомственного пчеловода. Для него не только поймать, но и подержать в руках рой пчёл не составляет особого труда. В летнюю, страдную пору у пчеловодов часто подобное свершается, иначе за одно лето разоришься &hellip-

Кстати, по этому поводу Павел Павлович вполне серьёзно замечает: «Если кому-то из вас летом в начале июня удастся купить или поймать вот такой рой на 4 килограмма и вселить его в улей-стационар, то свой мёд точно кушать будете!»

Павел Павлович Форис 11 марта отметил свой очередной день рождения ему исполнилось уже ... 79 лет! В это трудно поверить, поскольку он всё такой же, как, скажем, и десять лет назад, всё такой же свежий и бодрый. Почти десять лет он вёл в газете «Сады Сибири» «Школу пчеловодства», под которую редакция места не жалела. За это время он написал несколько книг по пчеловождению и лечению мёдом.

И летели со всей России благодарственные письма и в редакцию, и, естественно, в Шушенское. В гости к Форису приезжали (и даже признавались в любви) известные политики, артисты, поэты ... Требовали от него рецепты молодости и силы. И Павел Павлович не плошал не только советовал, но написал и издал несколько книг о своём опыте пчеловождения и лечения пчелопродуктами вкупе с лечебными травами.

И сейчас неугомонному пчеловоду из Шушенского не сидится в газете «Красноярский рабочий», к примеру, открыта его персональная страница «На приём к Павлу Форису», на которой он щедро делится с читателями своим опытом. Успевает Павел Павлович прислать какой-нибудь «материальчик» и в газету «Сады Сибири». И вновь его одолевает масса писем благодарственных читателей. Это его стихия!

Хочется закончить наш рассказ о славном пчеловоде П. П. Форисе словами другого пчеловода кандидата технических наук, пчеловода-профессора Н. Н. Микульского: «Пчеловодство ремесло, достойное называться искусством. И только тот, кто в этом деле достиг высокой степени труда, может рассчитывать на успех» (из письма П. П. Форису).

Приусадебный улей-стационар

Каждый пчеловод-любитель, мало-мальски освоившись с пчеловождением, чувствует в себе настойчивую потребность сделать свой, особенный улей. И делает, а после выясняется, что подобный был уже изготовлен лет 100 назад, а если не был, то «новый» улей не оправдывает надежд по какой-то неучтённой причине ... А не лучше ли обратить взор на хорошо забытое старое? На моей пасеке есть два больших улья-лежака, изготовленных ещё в давнишние годы дедом Иваном Кузьмичом. Заметил я, что пчёлы в этих ульях миролюбивее других, активнее размножаются, приносят больше мёда, отпускают всегда крупные рои по 3,5-4 килограмма, хорошо зимуют, покладисты при осмотрах ...

При обследовании одного из этих ульев выяснилось, что это двустенный лежак из кедровых досок толщиной 5 см на 28 рамок, с подвижной доской-перегородкой, а между стенками набита мякина, которая от времени превратилась в труху, однако хорошо изолировала гнездо пчёл от внешней среды, потому в улье всегда была одинаковая температура жара стояла на улице или шёл дождь с ветром ...

Леток плоский, регулируемый задвижкой, расположен внизу у днища. Весной после облёта пчёл третья часть улья обычно пустовала, отгороженная вставной доской. Со временем, когда семья постепенно набирала силу, доска отодвигалась, и к маю пчёл становилось достаточно, чтобы успеть собрать с яблоневого цвета ведро товарного ароматного мёда. Мне показалось, что такой улей мог бы дать мёда гораздо больше, сумей я перевести его на двухматочное содержание ...

Идея эта очень настойчиво беспокоила мой мозг. И вот, поехав в Красноярск, отыскал в краевой библиотеке книгу «Новая система пчеловодства с двумя матками в одном улье» (издание Девриена, Петроград, 1914 год). Тщательно проштудировал книгу, кое-что записал и срисовал. Дома у меня была другая подобная книжка, подаренная известным подмосковным пчеловодом Анатолием Петровичем Черноусенко: «Семья с двумя матками», Н. Г. Поляков, 1994 год.

Сравнив содержание этих книг, нашёл различие лишь в том, что в 1914-м году ставили постоянную перегородку из «дырявой» фанеры, а вот Поляков настойчиво рекомендует разделить улей металлической перегородкой, которая, дескать, усиливает сигналы маток-соперниц, и они сильнее несутся, собираясь взять реванш силой своих семей.

В условиях Сибири металлическая перегородка не годится, поскольку во время зимовки пчёл на ней наверняка будет оседать конденсат от выдыхаемого углекислого газа и в виде сырости стекать на дно.

Поэтому я для начала применил перегородку из фанеры, просверлив в ней множество отверстий электродрелью в размере 4 мм. Сквозь такие отверстия ни пчёлы, ни матка не пролезут, а вот тепло будет циркулировать успешно, взаимно обогревая семьи пчёл по обе стороны перегородки. Да и сигналы, издаваемые сообществами пчёл, будут хорошо различимы по обе стороны перегородки.

Перегородка из 8-слойной фанеры (толщина 1 см) врезается точно посредине улья, разделяя его на две части по 14 рамок на 300 мм в каждой. Подсчёты показали, что количества ячеек в этих рамках вполне, достаточно для бесперебойной работы в гнезде хорошей, молодой продуктивной матки, и ей никогда не будет нужды подниматься вверх в магазин, переходить в отделение соперницы и выяснять с ней отношения, то есть вступать в бой.

Чтобы исключить это на 100 процентов, я предусмотрел места на обеих половинках для установки разделительных решёток. Кроме центральной, сделал две подвижные вставные доски для удержания тепла в гнёздах во время роста семей. Во все три перегородки вмонтировал электрические обогреватели на 12 вольт 15 ватт (намотал на пластины прямого шифера 15х15 см четыре метра пчеловодной проволоки, вывел соединительные провода, а пластины эти зашил в стеклоткань и вставил в фанерные доски). Эти обогреватели весной в возвратные холода помогают семьям пчёл удержать высокую температуру в гнёздах с расплодом, не отвлекая на обогрев пчёл - сборщиц нектара с майских садов.

Межстенное пространство в обоих ульях я заполнил пенопластом, вытряхнув оттуда мякину. Летки переделал с нижних на 1/3 высоты корпусов и сделал их регулируемыми от нуля до 15 см в длину и 5 в высоту. Изготовил по два лёгких магазина на полурамку из пихтовой «вагонки». Оба эти магазина помещаются под крышу с подкрышником. Сверху, естественно, зимой и летом всегда находится моховая подушка. Крыша покрывается листом рубероида и красится в яркий цвет для хорошей ориентировки возвращающихся с нектаром пчёл.

Видео: Пасека на садовом участке или как мы собирали мед. ч.1

В общем, получился современный улей-стационар для приусадебных (дачных) пасек с размерами дна 45х112 см, боковой стенки 45х36,5 см, передней и задней 36,5х112 см, плюс по 10 см надо прибавить сверху внутреннего корпуса для «нахлобучивания» крыши. Наружные стены сделать можно на любом расстоянии от корпусных, исходя из того, какой толщины имеется пенопласт для изоляции. Если пенопласта нет, то лучше всего набить межстенное пространство соломенной резкой.

Улей заселяется в роевую пору двумя роями по обе стороны глухой средней перегородки с отверстиями 4 мм. Ещё лучше купить две семьи пчёл и заселить дачный стационар-лежак весной. При подкормке сахарным сиропом с молоком и сырыми куриными яйцами семьи быстро прибывают в росте и к осени запасутся не только мёдом для себя, но и дадут по магазину товарного продукта (28 рамок х 2 кг = 56 кг).

А на следующий год этот результат может быть удвоен. Пчёлы от обеих маток работают как одна семья и складывают нектар в единый магазин. Имея пчеловода-помощника, такой улей-стационар можно вывозить и на кочёвку. Но и в дачных условиях он с лихвой обеспечит хозяина мёдом.

А теперь несколько слов о том, как устанавливается улей-стационар. Естественно, под раскидистое дерево летками на юг, на пенопластовую пластину толщиной 5 см. Нет такого дерева ну, тогда под дощатый навес. В зиму «одевается» стенками из пенопласта (показаны пунктиром) и забрасывается снегом. Для подачи воздуха в этот куб требуется проложить резиновый шланг диаметром 5 см (рисунок автора).

Видео: Лекция Кашковского 05.02.2011.mkv

Р. S. Более подробную информацию о двухматочном содержании пчёл в улье-стационаре вы можете узнать у автора, сделав письменный запрос. Не забудьте только вложить в письмо с просьбой ответить оплаченный почтовый конверт.

Павел Павлович Форис, пчеловод-любитель. 662710, Красноярский край, п. Шушенское

Нет пророка в своём отечестве

«Технология пчеловодства, являющегося, по сути, одним из самых простых видов животноводства, сегодня немыслимо усложнена. Метод Эмиля Варрэ и его «простой улей» могут (именно за счёт своей простоты) вновь сделать дружбу с пчелой доступной широкому кругу самых обычных людей и прежде всего крестьянам, бедам которых по-прежнему не видно конца». Антон Стародум (автор перевода книги Эмиля Варрэ)

Видео: "Пчёлы на садовом участке - № 11 (На зимовку.)

Разве может кто-то поучить россиян пчеловождению с нашим российским менталитетом и вековыми традициями? А о сибиряках с нашим крайне жёстким климатом и кержацкой верностью заветам предков и говорить-то боязно! Но его величество время не стоит на месте и меняет абсолютно всё: климат, науку, технологии и традиции. Но самое удивительное то, что сейчас наше мировоззрение меняет информация, написанная ещё в далёком 1953 году. Кстати, вышедшая на 5 языках и пережившая 3 переиздания.

Когда Эмиль Варрэ (так зовут автора оригинального метода пчеловождения) писал свой труд, то он, думаю, даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что по его методу будут водит пчёл даже в России, ну а о Сибири он (даже как образованный человек) только что-то слышал. Но заветы француза намного пережили своего автора. И вот уже в Свердловске, Новосибирске, Омске, а теперь уже и в Красноярске водят пчёл «по Варрэ» и называют себя «варрсистами».

К чести российских пчеловодов стоит признать, что Н. Витвицкий (1764-1853) в 1828 году изобрёл так называемый колокольный улей, конструкция которого основана на многолетнем изучении жизни и природы пчёл. И это очень созвучно с теорией Варрэ.

Итак, к делу! Практически все из нас видели мёд в сотах, а то и рамки с сотами, и поэтому приблизительно знают о том, как устроен улей. Кое-кто, возможно, наблюдал за тем, как рамки вынимаются из улья, кто-то сам их вынимал. И все они (и наблюдатели, и пчеловоды) считают рамку главной частью в улье. Но так ли это?

Я убеждён, что рамка является главной причиной болезни пчёл. Облегчая осмотры улья, она в то же время увеличивает их количество. В результате пчела устаёт и изнашивается, вынужденная бесконечно восстанавливать температуру гнезда, отсюда и ослабление иммунитета.

От себя добавлю: изготовление рамок требует сухой, качественной древесины, навыков работы с деревом, проволоки (специальной), устройства нагрева этой проволоки. Кроме этого, требуется вощина, которой снаряжаются рамки, и о которой никто вам не ответит на то, из чего она состоит и насколько стерильна. В итоге мы тратим дополнительное время и несём дополнительные расходы (кстати, совсем не обязательные).

В улье Варрэ вместо рамки используются обыкновенные деревянные планки длиной 32 см, шириной 24 мм и толщиной 9 мм. С одной стороны эта планка намазывается полоской воска (затравкой), что и направляет пчёл по сути постройки сотов.

Мёд, принесённый пчёлами в улей Варрэ, очень приятно вкушать в сотах именно вкушать, потому что воск экологически чистый натуральный воск составляет всего 1 процент от массы мёда в этих самых «родных» сотах.

Обратимся к улью Варрэ. Так вот, его «простой улей» состоит из дна, трёх одинаковых корпусов и крыши. Корпуса ставятся друг на друга без какого-либо крепления. Основных корпусов три. Два корпуса содержат гнездо в течение зимы и весны, третий добавляется под мёд. Размеры всех корпусов одинаковые: 210 мм высота, по 300 мм ширина и длина (внутри), толщина стенок корпусов не менее 20 мм. (Замечу у меня 40 мм).

На двух внешних поверхностях каждого корпуса крепятся бруски, служащие ручками, которые облегчают работу. На верхних кромках двух противоположных стенок выбраны фальцы (10х10 мм) для размещения линеек (я их делал на обыкновенной циркулярной пиле). Каждый корпус содержит 8 линеек 9х24х315 мм, которые фиксируются в фальцах маленькими гвоздиками без шляпок на расстоянии 36 мм друг от друга (между осями линеек), тогда проходы между линейками составят 12 мм. Такое же расстояние от крайних планок до боковых стен. Этого достаточно для прохода пчёл.

Верхний корпус заправляется холстиком с вырезом, позволяющим подкармливать пчёл.

Р. S. Хочу выразить свою благодарность П. П. Форису за отклик на мою статью. Считаю, что опыт Павла Павловича и его авторитет очень помогают нам всем поближе познакомиться с пчёлами. С нетерпением жду откликов и от других сибирских (да и не только сибирских) пчеловодов.

Сергей Альбертович Будрис. 6601ЗЗ, Красноярск, ул. С. Лазо, д. 14, кв. 86- тел. 8-902-980-79-86

Видео: Lecture Kashkovsky 'organization apiary in the garden of '05. 02. 2011

(Сады Сибири № 6, 2013)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Пчеловодство на приусадебном и садовом участке в сибири