Пителин николай павлович, садовод-опытник из челябинска, испытание нетрадиционных для региона культур
Абрикосы Николая Пителина
Братья Владимир и Николай Пителины хорошо известны в садоводческих кругах не только Челябинской области, но и далеко за её пределами. Более четверти века назад они обзавелись садовыми участками. Поначалу сажали и сеяли на своих сотках "как все" – обычные сорта, привычные культуры. Однако рутина садовых будней оказалась не для Пителиных. Старший – Владимир Павлович – по натуре исследователь и стратег, младший – Николай Павлович – тоже человек очень пытливый, но более дотошный. У них и работа была под стать наклонностям: один занимался автоматизацией технологических процессов на электростанциях, другой более тридцати лет работал в заводском ОТК.
Объединив свои усилия в увлечении садоводством, братья очень многого добились. Они шутят, что в свое время "поделили" между собой СССР: НИИ и опытные станции по садоводству, сорта и культуры от Урала до западных границ были в "ведении" старшего Пителина, поиском новинок от Урала до Дальнего Востока занимался младший из братьев. Они переписывались с учеными и садоводами-опытниками, обменивались черенками и саженцами, приручая на Урале новые сорта и культуры, лучшие из которых пошли по челябинским садам.
За десятилетия интродукции Владимир Павлович испытал на своем участке, в основном в прививках, около трехсот сортов яблони, десятки сортов малины, черешню и другие культуры. Он обладает богатейшими знаниями и опытом по садоводству, в чем не раз убеждались садоводы-любители Челябинска, слушая его лекции в субботнем университете пожилого человека в обществе "Знание" и в клубе садоводов при ДК железнодорожников.
На восточных просторах страны нашёл свою любимую культуру и Николай Павлович. На сегодняшний день это, пожалуй, один из самых непревзойдённых на Южном Урале знатоков абрикоса. Благодаря стараниям младшего Пителина этот южанин получает всё большее распространение в наших садах. "Ну, лежит у меня душа к этой культуре!", говорит о своем увлечении Николай Павлович, хотя помимо абрикоса он серьезно занимается еще и грушами.
На днях Николаю Павловичу Пителину исполнилось семьдесят лет. Мы от души поздравляем юбиляра, желаем ему крепкого здоровья и осуществления творческих планов.
А в планах у братьев Пителиных: персик. Сейчас они изучают возможность его выращивания в южноуральских садах. Помимо этого они по-прежнему тесно сотрудничают с учёными, особенно свердловчанами, которые серьезно интересуются результатами исследований челябинских садоводов-опытников.
- Николай Павлович, а с чего началось ваше увлечение абрикосом?
- В 1982 году я увидел на областной выставке во дворце спорта "Юность" абрикосы селекции челябинской плодово-ягодной опытной станции (сейчас – ЮУНИИ плодоовощеводства и картофелеводства). Там же, на выставке, приобрёл косточки. Посеял, они взошли. Четыре сеянца оставил себе, но два из них потом погибли, подопрели. В начале 1990-х годов мы связались с Хабаровским сельскохозяйственным институтом. Академик Григорий Тихонович Казьмин прислал по почте черенки двух своих сортов абрикоса – Академик и Хабаровский. Потом ещё садовод-любитель из Минусинска прислал мне по переписке два сорта. Впоследствии мы определили, что один из сортов оказался тем же Хабаровским, который у меня уже был. Зато второй сорт был Серафим. В 2001 году одно дерево из первых посадок у меня погибло, и теперь все три сорта плодоносят на одном оставшемся дереве. Оно выросло уже до шести метров в высоту, а ствол – до 20 см в диаметре. Сейчас на подходе ещё четыре сорта абрикоса селекции Байкалова. Два из них – Сибиряк Байкалова и номерной 13-36 – в этом году впервые дали четыре плода.
Генератор творчества у нас – Владимир Павлович. Где, что, у кого выпросить, например, черенки - это очень большая заслуга моего брата. Он умеет так написать, что ему не отказывают. Конечно, всё присылают нам за деньги. Это нормальное явление, ведь каждый несёт материальные, физические, духовные затраты и всё это, естественно, должно оплачиваться.
А старые сорта абрикоса плодоносят в моём саду с 1994 года. Урожаи бывали от двух до сорока килограммов. С начала нынешнего столетия, возможно из-за потепления зим, урожайность резко возросла. В 2002 г. снял с одного дерева 35 кг. Правда, в 2003 году урожая не было. Сказался приличный урожай и недобор тепла предыдущим летом. Сумма активных температур в Челябинске составила тогда 1800 градусов, а абрикосу надо 2100-2200 градусов. К тому же и зима 2002-2003 годов оказалась довольно холодной. Зато в 2004 году абрикос отблагодарил меня обильнейшим урожаем. Я собрал 60 кг, но плоды оказались мельче, в пределах 20-25 г.
Лето было очень жаркое и, видно, сказался недостаток влаги. Влага ведь должна быть не только в почве, но и в атмосфере. Листья тоже должны поглощать влагу, тогда получаются более благоприятные условия для плодоношения.
В этом году на 1 августа собрал 45 кг с одного дерева-сорта и ещё 10-15 кг висит на дереве-сорте Хабаровский. По урожайности нынешний год не уступил прошлому году, но плоды намного крупнее, потому что было очень много влаги. Некоторые начали даже немножко растрескиваться, хотя хабаровские сорта к растрескиванию не склонны, и с наступлением сухой погоды всё это прекратилось.
- Ваши абрикосы по виду и вкусу мало чем отличаются от привозных, которые продаются на наших рынках. И урожайность впечатляет. Тогда почему эта культура не получила в наших садах такого же распространения как, скажем, яблони, груши или виноград?
- Слабое место дальневосточного абрикоса – подопревание корневой шейки. Все косточковые с Дальнего Востока подопревают: и слива, и томентоза. Даже груша с дальневосточными генами склонна к подопреванию. В наших условиях выход один – сажать абрикос на холмик. Первыми эту технологию освоили сибиряки. Я прочитал и тоже стал сажать абрикосы на холмики. Перекапывается земля – круг диаметром два метра, можно внести удобрения. Если подпочва тяжелая глинистая, необходимо положить для дренажа битый кирпич или крошку, сверху насыпать холмик плодородной земли. Для Южного Урала достаточно высотой 50 см, свердловчане рекомендуют насыпать холмики до 70 см, поскольку у них высота снежного покрова в полтора – два раза выше, чем у нас.
Посадили абрикос. Как дальше избежать подопревания? Если в ноябре снег выпал на талую землю, а у нас это часто бывает, не поленитесь тут же съездить в сад. Отбросьте снег в радиусе 20-30 см от корневой шейки, и пусть земля промерзнет. Зимостойкость корневой системы у абрикоса очень высокая, выше, чем у яблони. В марте повторите эту процедуру: опять отбросьте снег подальше от корневой шейки. Мой брат Владимир Павлович на лекциях в обществе "Знание" и в клубе опытников не раз говорил садоводам: в марте езжайте в сад и откапывайте косточковые. Кто не поленился, у того сливы, и тем более абрикосы, сохранились. А у многих из тех, кто посчитал, что и так сойдет, деревья нынешней очень снежной весной подопрели.
По зимостойкости. Несколько лет назад садовод из сада "Вишнёвый" взял у меня саженец абрикоса. В прошлом году с шестилетнего деревца он собрал два настоящих ведра плодов. Я ему говорю: "Как в морозобойном "Вишневом" может расти абрикос, причём только один сорт Хабаровский?". А садовод только улыбается в ответ. Все просто: он строго выполняет ту технологию, о которой я ему рассказывал. Уверен, что абрикосы у нас погибают не от морозов, а из-за подопревания.
Кстати, Хабаровский, пожалуй, единственный самоплодный сорт урало-дальневосточной зоны. Амур и Серафим – частично самоплодные, остальные – в подавляющем большинстве самобесплодные. Челябинские сорта все самобесплодные, поэтому на участке необходимо сажать несколько деревьев для перекрестного опыления.
- Я бы не сказала, что саженцы абрикоса так же просто купить, как грушу или яблоню:
- Вообще-то абрикос хорошо прививается и на взрослые деревья, и на саженцы. Приживаемость доходит до 90 процентов, если только это не зимние прививки, которыми занимается наш институт в Шершнях. Я испытывал их метод и отказался от него, потому что после зимней прививки саженцы две-три недели хранятся в полиэтиленовых мешках при температуре 20-25 градусов и за это время подопревают. Приживаемость прививок "по-шершнёвски" получилась не более 40 процентов.
Я применяю собственную технологию получения саженцев абрикоса. Сажаю косточку сразу в контейнер и выращиваю дичок. На зиму укладываю дички в теплицу, засыпаю опилками, а весной в начале апреля откапываю и прививаю. Прививки прекрасно приживаются, и к началу июня саженцы вырастают на 25-30 см. Считаю, что контейнерный метод – самый рациональный для размножения любых косточковых культур. При посадке с открытой корневой системой саженцы хуже приживаются, часто подопревают за зиму.
- Однако саженцев вы продаете очень мало.
- Действительно, я занимаюсь саженцами в весьма ограниченном количестве и продаю их только тем, кто по-настоящему заинтересован в этой культуре. Если человек не знает азов садоводства, какой смысл заводить ему абрикос? Как-то одна женщина купила у меня саженец и посадила его среди кустов смородины. Естественно, он там выпрел. В то же время у меня есть хорошая знакомая Надежда Андреевна Черненко. На её участке рядом с частным домом – целая абрикосовая рощица из двух моих и четырёх челябинских сортов. Я был у неё в начале мая, когда абрикосы цвели. Это изумительное очарование нельзя передать словами. Недавно Надежда Андреевна позвонила: с семилетних деревьев сорта Серафим она собрала 30 кг абрикосов. И с Академика, говорит, соберет не меньше, хотя у нас с братом этот сорт как-то не пошел. Но мы его не потеряли и ещё вернемся к нему.
- А почему вы отдаёте предпочтение дальневосточным сортам? Наши челябинские-то чем вас не устраивают?
- Мы пытались завязать дружбу с местными селекционерами. В своё время я им дал примерно 500 косточек абрикоса сорта Хабаровский, потом дал черенки трёх сортов и надеялся на творческое содружество. Но, увы! Когда я попросил у них черенки широко разрекламированного сорта Восторг, они их просто не дали.
Нас предупреждали, что с челябинскими селекционерами сложно сотрудничать, но не до такой же степени! У меня ведь не только к абрикосу, но и к груше душа лежит, и мы с братом давно занимаемся ею. Как-то прошла реклама новых сортов местной селекции. Мы попросили в институте черенки трех сортов для летней окулировки. Получили, были в восторге и ждали, что получится. И вдруг как снег на голову: все черенки оказались дичками. Нас это настолько огорчило, что года два не занимались грушами.
Настораживает нас и отношение челябинских селекционеров к своим заслугам. Мы понимаем, что селекционеры порою склонны преувеличивать. Но одни это делают непреднамеренно, другие – весьма и весьма преднамеренно. Какое описание челябинских сортов ни откроешь, вкус везде пять баллов. Крыжовник пять баллов, груши не иначе как груши века, а на деле не каждую в рот возьмешь. Конечно, это дело личной совести. Да и садоводы в конце концов поймут, кто есть кто. И всё-таки:
На "Агро-1995" увидел груши сорта Свердловчанка селекции Леонида Андриановича Котова и был изумлен. Как может такая груша расти в Свердловске, где сумма активных температур 1800 градусов, а ей надо не менее 2000 градусов? Выпросил одну грушу, чтобы угостить челябинского селекционера Эрихта Александровича Фалкенберга, который перед этим только что убеждал меня, что у свердловчан нет хороших груш и что самые лучшие груши – челябинские. Он попробовал Свердловчанку, молча повернулся и ушёл. Разговора не получилось.
А мы с братом с тех пор завязали творческие контакты со свердловчанами. Они довольно-таки щедро делятся с нами всеми культурами. Если мы достаём что-то новое, то обязательно передаем им. Поэтому сейчас все косточки абрикоса мы отправляем на Свердловскую селекционную станцию садоводства, где в последнее время усиленно занимаются этой культурой. В 2002 году я отослал порядка 600 косточек, в прошлом году ещё три тысячи штук. Сейчас опять собираю косточки для отправки туда. Свердловчане пока не афишируют свои опыты, поскольку идёт рутинная чисто селекционная работа. Но, по нашим сведениям, некоторые сеянцы у них уже цвели.
- А грушам какой селекции вы отдаете предпочтение?
- На моем участке сейчас более 15 сортов. Из брянской селекции хорошо показала себя в наших условиях Брусничная осеннего срока созревания. Пишут, что она лежит якобы до февраля, но у нас лёжкость оказалась всего два месяца. Мы много испытали московских сортов, но выбрали Чижовскую – летний сорт, Обильную – вот уж действительно обильная: берёшь рукой за ветку и чувствуешь её вес – не меньше 3-4 кг. Плоды немногим крупнее, чем у Северянки, да и вкус на ее уровне, зато скороплодная и, похоже, очень зимостойкая. За восемь лет ни одного подмерзания, хотя привита практически в самой морозобойной зоне.
Из позднеосенних сортов московской селекции внимания садоводов заслуживает Память Жигалова – великолепная, крупная, сочная, насыщенно-сладкая груша, которая вполне заслуживает оценки вкуса 4,5 балла. Второй год неплохо показывает себя Рогнеда. Плоды овальные, сладкие, висят кистями. По описаниям скороплодная, но у нас даже в прививке начала плодоносить на шестой год, возможно, из-за разных климатических условий. А вот Надежда, Карамельная вряд ли пойдут на Урале из-за низкой урожайности и мелкоплодности.
Из свердловских сортов есть почти все, которые сейчас на слуху: Бережёная, Пермячка, Валентина, Свердловчанка, Сентябрина, Заоблачная, Пингвин, Гвидон. Но себе я оставлю из них, пожалуй, только Пингвин, Свердловчанку, Сентябрину и Заоблачную. Больше нашей семье плодов не осилить.
Есть также три алтайских сорта. Лель с мелкими, как у Северянки, плодами и высокой урожайностью, однако не уверен, что оставлю его, потому что летних сортов итак много. Перун – позднеосенняя крупная груша с лёжкостью в холодильнике до трёх, в погребе – до двух месяцев. Возили образец на дегустацию Л. А. Котову. По его оценке, по вкусовым качествам это один из лучших современных сортов. Не плодоносит пока Каратаевская. Не так давно привил Казанскую крупную.
- Такой разброс сортов. Как вы их отбираете для изучения?
- С первой публикации в печати стараемся не приобретать сорта. А вот когда пройдёт несколько публикаций и в разных регионах, да узнаем побольше об авторах – садовод-опытник или только размножает и продаёт, – тогда принимаем решение. Сейчас половина Саргазов и Шершней стали коммерсантами – производителями саженцев. Такого понапишут в рекламе о своей учености! А посмотришь, у них даже маточных кустов нет. С чего он режет черенки? Значит, сам покупает у кого-то. Вот только вопрос: а что ему самому-то продали?:
Как-то увидел объявление из Шершней о продаже саженцев груши Августовская роса. Хороший сорт, очень вкусный. Но он родом из Мичуринска и поэтому мы с братом держим его только для себя. Как-то приезжал ко мне фермер. У него хозяйство на границе Московской, Рязанской и Тульской областей. Он прямо сказал: мичуринские сорта у нас вымерзают". Это на юге Московской области и только на скелетообразователе. На моём участке сорт тоже не каждый год плодоносят. А тут размножают и продают саженцы хоть в Бутаки, пользуются поголовной неграмотностью садоводов. Деньги, конечно, не пахнут, но у каждого человека должна быть все-таки и совесть.
В одной из екатеринбургских газет прочитал статью Л. А. Котова о садоводстве. Чувствуется, что в Свердловской области департамент сельского хозяйства начал поворачиваться лицом к садоводам. У нас пока этого нет. А ведь именно любительское садоводство обеспечивает львиную долю садово-огородной продукции на рынках области. Ну не будет нас, ведь цены сразу поднимутся. Это тоже надо понимать. А у нас на всю область остался один сортоиспытательный участок в Саргазах, да и тот влачит жалкое существование. Где брать новые современные сорта и культуры? Как дальше будет выживать садоводство?
- Кстати, о новых культурах. Вы полагаете, что у персика на Урале есть перспективы?
- Да, мы действительно занимаемся персиком, но сдвигов пока нет. Ясно только одно, что это будет укрывная культура. Он растёт у меня в 5-литровом ведре. В прошлом году цвел, нынче нет. Другой саженец сорта Новосёлковский я подарил челябинскому селекционеру Михаилу Александровичу Мазунину. В конце сезона обменяемся впечатлениями. В Челябинске есть ещё один садовод, который занимается персиком. Он несколько раз звонил мне, хочет сотрудничать. Пока трудно сказать, что получится из этой культуры на Урале. Но с другой стороны, лет 30-40 назад никто, наверное, и представить не мог, что у нас будут расти яблоки и груши с южным вкусом, абрикосы и виноград. А ведь растут!
Беседу вела Ольга Стрижова
(Урожайная газета, 10 августа 2005)