Обзор напитков x-xvi веков
Что пили наши предки
(Обзор напитков X-XVI веков)
Все знают фразу, которой заканчивается большинство русских сказок: "И я там был, мёд-пиво пил &hellip-", но многие ли понимают, что она означает?
Нет, к пиву - современному слабоалкогольному напитку, как кажется на первый взгляд, данная фраза прямого отношения не имеет. Дело в том, что с древнейших времён и вплоть до XIX в. терминами пиво, пойло, пивьё, питье, напой, напивка обозначали всё то, что пьют, т. е., говоря современным языком, просто жидкость и произошли они от древнего слова пити. От него же возникли и такие слова как пить, поить, пияти, пьяный. Значит мёд - пиво - это медовое питьё на основе мёда. Такое название ему было дано, очевидно, для того, чтобы данный веселящий, хмельной напиток (хотя, как увидим далее, хмель как таковой в нем присутствовал далеко не всегда) можно было отличить от мёда как пищевого продукта. Но с другой стороны для того, чтобы обобщающее слово «пиво» - питьё превратилось в наименование одного из напитков, необходимо чтобы последний был если и не самым распространённым, то хотя бы одним из таковых. Рассмотрим же, какое «пиво» (в старинном понимании этого слова) пили наши предки.
Молочные напитки - молоко и простокваша (кефира и прочих жидких молочных продуктов наши предки еще не знали). Молоко - естественный продукт, который всем хорошо знаком, поэтому останавливаться на нем особо, наверное, не стоит. Тем более что перед своим употреблением оно никакого, даже самого примитивного приготовления или переработки не требует. В отличие от молока о простокваше можно сказать, что тут используется самый простой, какой только может быть, способ переработки исходного продукта в пищу (питье), очевидно освоенный человеком задолго до применения огня - естественное сбраживание сырья с помощью природных дрожжей методом стояния. Что и отражает само название данного напитка - приготовленный, сквашенный методом простоя - (простокваша), а отнюдь не от слова простой (в смысле примитивный). Несомненно, первоначально данным способом приготовления, как только он возник (а появился он, очевидно, из желания первобытного человека сделать запасы продуктов на будущее), простоем заквашивали растительные, а не молочные пищевые продукты, но это принципиально сути процесса не меняет.
Вина заморские, или по современной терминологии - виноградные вина. Являются продуктом спиртового брожения виноградного сока без доступа воздуха, с последующей очисткой и выдержкой в специальных условиях. Виноград является одной из древнейших сельскохозяйственных культур. Человечество выращивает его уже более 10 тысяч лет, а до этого, несомненно, потребляло плоды его диких видов. Существует даже специальная наука - ампелография, изучающая его виды и сорта. Древность виноградарства и виноделия подтверждает и этимология слов «вино» И «виноград» имеющих общеиндоевропейский характер. Так первое из них восходит к латинскому vinum, которое первоначально имело значение виноград и уж только потом стало означать напиток из него. Второе, в свою очередь, является калькой с готского слова weinagards, связанного со словами виться, ветвь и сперва имело смысловое значение - виноградный сад, и только значительно позже стало означать его плоды. Прилагательное же заморские, т. е. иноземные - указывает на зарубежное происхождение данной группы напитков (на территории Древней Руси виноград не выращивали). Эти напитки сейчас знают, употребляют, или, по крайней мере, пробовали все. Но в те давние времена, при малых объёмах торговли и полном отсутствии дорог, стоили они невероятно дорого и были доступны только самой верхушке княжеской знати. Правда, знали о том, что такое питьё существует практически всё. Отчасти от княжьих слуг и дружинников, а также от торговцев и тех воинов, которые побывали в тех самых заморских странах (в основном в Византии и её провинциях). Однако знания эти были столь поверхностны, что простонародье, хотя и имело понятие о существовании различных сортов вин (об этом говорит само употребление слова вино во множественном числе) практически не знало самих этих названий. Во всяком случае, в народном эпосе они не сохранились, да и в летописях встречаются очень редко. Основные поставки вин на Русь шли из Византии (Греции) и только незначительная часть - из Западной Европы. Заметного влияния на развитие культуры и промышленности в русских княжествах данная группа напитков не оказала.
Меды питные, с упоминания которых и был начат сей рассказ, были одними из самых известных, но отнюдь не самых распространённых русских напитков. Правда, назвать их исконно русским национальным питьём было бы весьма опрометчиво, поскольку в древности они были известны практически всем народам Европы. Это подтверждает и этимология слова мёд (в значении напиток). Так в большинстве европейских языков он имеет сходное звучание: по-древнегречески - меду, по-древнегермански - меет, на среднелитовском и латышском - медус, у норвежцев и шведов - мьод, ну, а у славянских народов – мёд-пиво. В то время как мёд (продукт питания) в них называется совершенно по-разному, а как - желающие могут выяснить сами, поскольку это тема для другого разговора.
Мёды были достаточно крепкие спиртные напитки, с весьма сложной и продолжительной (у большинства) технологией изготовления. Вот наиболее распространённые из них.
Ставленый. В рукописных памятниках упоминается с IX в., но известен был, очевидно, гораздо ранее. Его изготовляли из смеси 2/3 мёда и 1/3 ягод (малины, вишни, брусники и др.) без добавления воды. Брожение проходило в открытых сосудах ёмкостью не менее 1200-1400 л (при меньших объёмах загрузки сырья напиток не получался). После многократного переливания он разливался по бочонкам и закапывался в землю, где дозревал 10-40 лет.
Хмельной. Известен с Х столетия. Для ускорения брожения в медово-ягодное сырьё при загрузке дополнительно добавляли медовый уксус и хмель- остальная технология оставалась прежней, как у ставленого. В результате - срок его созревания сильно сокращался, но все-таки оставался достаточно длительным - 5-10 лет.
Варёный. Этот тип мёда создан ещё на столетие позже, чем предыдущий. Приготавливался он по пивной технологии, поэтому был готов к употреблению уже через 2-3 недели после варки. Требовал меньшего количества сырья и давал гораздо меньше отходов (около 1/3, тогда как остальные типы медов - до половины), поэтому был распространён гораздо шире и стоил значительно дешевле. Но, к сожалению, он при изготовлении давал возможность широкой его фальсификации различными дурманящими растениями (бузиной, белладонной и др.).
Иногда производились и другие, менее распространенные типы медов.
Хотя степень потребления данных напитков и была несколько шире, чем заморских вин, недаром в русских сказках они упоминаются гораздо чаще, но стоили они также невероятно дорого. Во-первых, потому, что даже тогда сырьё для их производства (пчелиный мёд) был достаточно дорогим продуктом, хотя производилось его тогда несравненно больше чем сейчас. Но главное даже не в этом, а в том, что для своего приготовления меды, как уже говорилось, требовали единовременно очень больших масс сырья и многих-многих лет выдержки (столовый, хмельной). Поэтому пились они только узким кругом населения, в основном знатью. Простому народу для потребления мёды были недоступны.
Несомненным достоинством медов было то, что в своем составе они не содержали ни сивушных масел, ни примеси вредных тяжёлых спиртов. Тем не менее, в связи с изобретением в середине XV в. технологии производства значительно более дешёвой хлебной водки, а также с учётом всех выше перечисленных недостатков, изготовление медов в XVI столетии почти прекратилось, а в XVII - исчезло совсем. И даже секреты их приготовления одно время были утеряны. В настоящее время усилиями историков технологии производства медов возрождены, однако из-за сложности, дороговизны и продолжительности изготовления выпуск последних так и не был восстановлен.
Появившиеся в последние десятилетия, как кустарные, так и промышленные «меды» и «медовухи» С настоящими питными медами ни по вкусу, ни по способу приготовления ничего общего не имеют.
Березовица (берёзовый квас). Приготавливалась, как и простокваша, естественным брожением в течение 2 недель в сосудах со свободным доступом воздуха из берёзового сока, собираемого весной с распускающихся деревьев. Готовый напиток имеет сладковато-кисловатый вкус и может храниться длительное время, вплоть до следующей весны в прохладном месте в бочках (обычно в погребе). До Х в. был самым распространённым и любимым русским напитком. Кроме того, наши предки применяли его и в лечебных целях: при туберкулезе и других легочных заболеваниях, промывали им гнойные плохо заживающие раны, а также употребляли его при мытье головы для укрепления и лучшего роста волос. Однако с ХI в. он стал все больше и больше вытесняться солодовым квасом. В дальнейшем, с уменьшением лесов, а, следовательно, и сырьевой базы его производства, этот напиток всё заметнее терял своё былое значение. И в XIX в. его производство практически исчезло. В настоящее время небольшое его количество для собственных нужд иногда изготавливает население местностей богатых березняками. С выпускаемым пищевой промышленностью консервированным берёзовым соком, сдобренным сахаром и консервантами, березовица имеет очень мало общего - только исходное сырье.
Видео: Обзор. Tequila Sierra. Выпуск №6.
Кисель (русский кисель). Этимологически данное слово восходит к таким понятиям как кислый, киснуть. Это название первоначально относилось к достаточно распространённому в древности желеобразному кисловатому полузаквашенному пищевому продукту из ржаной, овсяной, пшеничной или гороховой муки. В процессе его приготовления сперва проводилось вымывание из последних клеящих крахмалистых фракций, такой раствор-полуфабрикат назывался сулой (иногда - цеж, накисель). Затем его отцеживали от отрубей, после чего происходило разбухание и слабое заквашивание на открытом воздухе. В результате получался не сладкий, а кисловатый или даже кислый студенистый продукт. Скорее даже еда, чем напиток. Хотя резкой грани между обоими этими понятиями в данном случае, разумеется, провести не возможно. Именно поэтому кисели и попали в данную классификацию. Современные фруктово-ягодные кисели - сравнительно недавнее заимствование из западноевропейской кухни и ничего общего с настоящими нашими киселями не имеют. Только из-за некоторого сходства их консистенции на них лишь было перенесено старое русское название. Однако, эти кисели все-таки уже больше напитки, чем еда. В последние десятилетия настоящие кисели почти вышли из употребления и мало какая хозяйка умеет теперь их готовить.
Квас. Это наименование одного из древнейших и любимейших русских напитков восходит, также как и кисель, через вышедшее из употребления слово «кысати» все к тем же самым понятиям - кислый, киснуть. А в дальнейшем, уже от него, в свою очередь возникли: квашня, квашение, закваска и пр. Бочонки с ним стояли как в княжеских хоромах, так и в самых бедных избах и землянках. Однако в дальнейшем с квасом произошло то же самое, что и с киселями. На совершенно новый напиток, возникший только в самом конце XIX в. было перенесено название другого, весьма древнего (впервые квас упоминается в летописи под 1056 г.), на который он весьма отдаленно походил. А старый, настоящий солодовый квас, промышленно не изготавливаемый, постепенно и незаслуженно был забыт. Сегодняшний квас - это безалкогольный напиток (содержание спирта не более 0,5%) изготавливаемый промышленно на хлебозаводах из остатков теста, муки, сухарей и печёного хлеба путем брожения в течение 5-6 часов. В качестве закваски используют мальтозу. Раньше же квасом назывался слабоалкогольный продукт брожения (процесс варки шёл несколько суток), с содержанием спирта 2-3%, получаемый из ржаного солода. В качестве несоложеных материалов, при его производстве чаще всего применялась ржаная мука, поскольку кукурузная, как и сама кукуруза, а также сахар, в первую половину рассматриваемой эпохи в Европе известны не были, а во вторую - являлись редкой заморской диковинкой. Вместо последнего использовались фруктово-ягодные соки: малиновый, брусничный, яблочный, грушевый и др. В качестве ароматических добавок применялись мята, чабрец, душица и другие пряные травы.
Как видим, технология производства кваса была весьма схожа с таковой при варке пива, вернее, между ними не было чёткой и непреодолимой границы, поскольку при изготовлении того и другого существовала полная свобода творчества, конечно, подкрепляемая опытом. Резкая грань между ними возникла лишь с началом промышленного производства того и другого, разделив их на безалкогольный и слабоалкогольный напитки. Но поскольку солодовый квас был слабоалкогольным питьем, то по современной классификации его с полным правом следует отнести к лёгкому пиву. Таким образом, любимое блюдо А. В. Суворова - редька с квасом, в действительности была редькой с пивом! Наверное, современным пивоварам стоило бы задуматься над воссозданием такого сорта напитка, или хотя бы максимально приближенного к нему, который с полным правом можно было бы назвать "Суворовским". Несомненно, он должен будет пользоваться успехом.
Таким образом и поговорка «перебиваться с хлеба на квас», т. е., как мы выяснили, фактически с хлеба на пиво, означала не только питаться последним наравне с хлебом (хотя данный напиток и сам по себе достаточно питателен), но в первую очередь его предназначение было стимулировать действие желудочно-кишечного тракта для лучшего переваривания хлеба - весьма сытного и калорийного (кстати, также являющегося продуктом брожения), но трудно перевариваемого и достаточно тяжелого продукта питания, который всухомятку есть нельзя. Более обеспеченные люди с этой целью употребляли и употребляют бульоны, супы и др. жидкие похлёбки, предваряющие и сопровождающие потребление основной пищи, т.е. хлеба. Поэтому их и называют первыми блюдами, тем самым, подчёркивая, когда они должны потребляться. Калорийность их отнюдь не велика и многими людьми, по незнанию, зачастую сильно преувеличивается. Малоимущие же люди, как раньше, так отчасти и теперь, с неизменным успехом заменяли и заменяют их различными сортами пива и солодового кваса. Которые как по питательности, так и по стимулирующему воздействию полностью удовлетворяют потребностям человеческого организма. Именно из такого применения древнего кваса и возникла данная поговорка.
Одно маленькое отступление: несмотря на то, что человек во время еды потребляет и первые блюда, о которых уже говорилось и вторые (обычно мясо или рыбу с гарниром), а также различные фрукты, овощи, деликатесы и т. п., около половины калорий для своего организма он получает с хлебом. Именно последний до сих пор является основным пищевым продуктом. Это следует знать и помнить.
Брага, или бражка. Само это слово в России стало известно довольно поздно, только в первой половине XVII в., и было занесено сюда через Новгород из Скандинавии, где «brygga» означало варку домашнего пива. Которое готовили из ржаной муки, солода (ржаного или ячменного)- часто, но не всегда, с применением хмеля. Однако сам данный продукт на Руси был известен гораздо раньше, с IX-X вв., только именовался он тогда иначе - полпиво или полпивцо. Варилась брага обычно каждый раз «на глаз», с закладкой разного количества сырья непостоянного состава и качества, часто бывала недоваренной. В различных районах страны ее изготавливали из самого различного зерна: овса, ржи, пшена, ячменя. Однако наиболее часто солод для нее готовили изо ржи и ячменя, в качестве несоложёных добавок использовали ржаную муку. А как ароматизаторы, кроме хмеля, использовали различные вкусовые добавки. Таким образом, фактически в разное время и в разных местностях варились зачастую весьма мало схожие по вкусу и качеству напитки, что и обусловило возникновение самых разнообразных определений и эпитетов к слову брага, которые уточняли характеристику по сути разных напитков: простая, хмельная, овсяная, пшеничная, пермяцкая (с малиной), сусляная, медовая и пр. Все это стихийное народное творчество способствовало разработке многочисленных сортов пива, лучшие из которых в дальнейшем были отобраны (и доработаны) как основа для промышленного его производства.
Сама же брага так и осталась при этом самодельным слабоалкогольным напитком неопределенного состава, неустойчивой технологии и посредственного, если не сказать ниже, вкуса, которая хотя и имеет некоторое распространение, особенно в сельской местности, но так и не стала в ряд любимых напитков русского народа.
Пиво хмельное, т. е. питье хмельное. Именно так исстари назывался тот напиток, который мы нынче зовем просто пивом. Впрочем, иногда определение «хмельное» употребляется и в современной речи. Правда, теперь в это понятие обычно вкладывается несколько иной смысл. «Хмельное» - подразумевается «пьяное», крепкое, содержащее повышенный процент алкоголя- в то время как первоначально оно подчеркивало, что напиток приготовлен с применением хмеля. Сейчас он почти обязательный компонент любого пива, но раньше, как мы уже выяснили, это было далеко не так. Среди населения бытовало множество стихийных рецептов напитков на основе солода, которые при изготовлении имели иные ингредиенты, например: мяту, чабрец, душицу, восковник. О некоторых из них уже говорилось ранее, а иные - будут ещё упомянуты в дальнейшем. Как уже говорилось, напитки с их содержанием назывались полпиво, полпивцо, квас и пр. Иногда же, за неимением в хозяйстве под рукой дешевых местных пряностей и естественно, полным отсутствием дорогих заморских - пиво производилось вообще без оных. В настоящее время все они относятся к категории слабоалкогольных напитков, т. е. к пиву различных сортов (в широком смысле этого слова).
Переходным напитком от браги к пиву (в современном, более узком смысле этого слова) является заломное пиво - пьяное, плохо очищенное домашнее пиво, приготовленное уже с обязательным добавлением хмеля, но обычно недостаточно выброженное, примитивное и несовершенное по технологии. Само слово пиво, как уже говорилось, произошло от слов пить, пити, и первоначально обозначало просто напиток (жидкость) вообще.
Кстати, слова поить, пияти и пьяный, также возникли путём различных переходов от этих же корней. К ним же восходят и многие другие, как древние, так и современные слова, такие как: пойло, пивьё, напивка, напои, напиток, питание и др. Слово хмель - также весьма древнее, употребляется в русском языке с ХI в., однако его происхождение и первоначальное значение пока до конца не выяснены. Единственно, что можно сказать о нём, так это то, что оно имеет общеиндоевропейскую природу и, если вслушаться, весьма созвучно с таковым на латыни - хумуль(ус) - если отбросить у последнего латинское окончание.
Производство хмельного пива зафиксировано документами Древней Руси также с ХI столетия, но весьма вероятно, что оно варилось и гораздо ранее. Конечно, в своем развитии пиво прошло такой же путь, как и квас, брага и другие напитки на основе брожения, его состав и технология также были созданы широким народным творчеством. Более того, как видим, долгое время все эти напитки были как бы нераздельны.
Именно это обусловило возникновение большого количества сортов пива, как в нашей стране, так и по всему миру, из которых для промышленного производства были отобраны самые лучшие. Этому способствовало также то- что древние пивовары не знали, что в процессе варки участвуют микроскопические грибки (дрожжи), а, следовательно, и не умея выделять их штаммы, они все время получали напитки разного, не постоянного качества. Поэтому пивоварение и считалось искусством (сравним выражения - искусство пивовара, искусный пивовар), а не наукой, чем оно стало только к началу ХХ в.
Тем не менее, к концу рассматриваемого нами периода варка пива становится уже на производственную основу, что зафиксировано в различных исторических документах. Кроме того, косвенным подтверждением этого, является этимология существительного «молодец». Все понимают это слово как хороший, добрый, удалой молодой человек. Но существовало еще одно, уже забытое его значение. В XV-XVII вв. так называли должностное лицо в Новгородском, Псковском и Тверском княжествах занимавшееся сбором пошлины с производителей пива, а также проводившее определение его качества. Из этого факта можно сделать вывод, что уже в то время на Руси вырабатывали не только кустарное домашнее пиво для собственного потребления, но и продукт на продажу.
Следовательно, пивоварение уже в ту эпоху приняло такой размах, что был необходим целый штат, скажем так, - государственных чиновников, которые собирали бы в пользу государства (княжества) налог и ведали бы дегустацией товара и установлением соответствия его качества определенному стандарту. Из этого можно сделать вывод, что, как объемы производства, так и торговля пивом, а, следовательно, и прибыли от его реализации были очень велики. Ведь производилось оно в то время по полукустарной технологии и не могло храниться долго, поскольку пастеризация тогда ещё не была известна. Отсюда вытекает следующий вывод, - значит, было налажено не только производство пива, но и инфраструктура его сбыта и распространения- с необходимым транспортом, организацией складских помещений и целой сетью, как мы бы теперь сказали - торговых точек. Следовательно, бурное развитие пивоварения в последующий исторический период произошло не на пустом месте.
Видео: Книги в кожаном переплете. Видео-обзоры товаров
В заключение данного раздела позволим себе небольшую цитату из «Книги О вкусной и здоровой пище», авторов которой никто наверно не осмелится заподозрить в некомпетентности: «Пиво приятно освежает, у него терпкий аромат, хмельная и стойкая густая пена. Если пить его в умеренном количестве, оно полезно всякому здоровому человеку, т. к. утоляет жажду, повышает аппетит, способствует усвоению пищи. Пиво - весьма ценный пищевой продукт: в нём много питательных веществ, не зря его часто называют «жидким хлебом». К сожалению, более подробно остановиться на истории возникновения и развития пивоварения в нашей стране в данной статье нет никакой возможности.
Восковниковое пиво. На территории Древней Руси оно широкого распространения не имело и производилось только в Северо-западных княжествах: Псковском и Новгородском. Как будет сказано ниже, на то были свои причины. Несколько шире это пиво было известно в Скандинавии. Может и не стоило бы на нем останавливаться, если бы оно не обладало особыми, необычными свойствами, поскольку в его состав вместо хмеля входил восковник (восковница) - Myrica gale L. Это невысокий кустарник (0,5-1,5 м) с мелкими продолговато-ланцетными опадающими осенью листьями, которые наряду с ветвями и плодами покрыты золотистого цвета железками, содержащими эфирные масла и смолы, и поэтому издают своеобразный привлекательный сильный и пряный, чуть ли не наркотический запах. Растёт он на болотах, заболоченных лугах и влажных горах на торфянистых почвах. Встречается на Севере Европы, в т. ч. и на Северо-западе России довольно часто, местами обильно, но из-за заметного уменьшения ареала распространения подлежит охране. В средние века в странах Скандинавии, а также на севере нашей страны использовался в пивоварении вместо хмеля.
Восковниковое пиво возникло тогда, когда хмельному пиву было уже много столетий. Хмель в Скандинавии и на Севере Руси рос превосходно и в изобилии, так что замена одного компонента любимого напитка на другой не может быть объяснима отсутствием или хотя бы недостатком последнего (на худшее сырье переходят только вынужденно). Следовательно, остаётся предположить, что восковниковое пиво было более вкусным, либо более крепким, «забористым» и пьянящим (возможно то и другое одновременно), а также обладало более приятным запахом. Это предположение не лишено основания, особенно если вспомнить каким ароматом обладает данное растение. Так ли это - проверить на практике в настоящее время достаточно трудно, поскольку восковник, в отличие от хмеля, имел и имеет весьма ограниченный ареал распространения. Даже при кустарном пивоварении его природные запасы были истощены довольно быстро, а ввести растение в культуру оказалось не так просто. Поэтому промышленное изготовление пива на его основе оказалось невозможным или, по крайней мере, неэкономичным, а сам данный напиток, очевидно весьма недурной, естественно, забытым- а технологии варки - утраченными. Грустная, казалось бы, безнадежная ситуация- однако она может быть круто изменена, если, конечно, наши пивовары найдут старинные рецепты и попробуют сварить небольшую опытную партию данного напитка. Если последний действительно окажется превосходным, то на основе кустарного рецепта может быть создана уже современная - промышленная технология ... Конечно, всё это будет не так просто, но, думается, проблемы могут и должны быть решаемы. Что же касается сырья (восковника), то можно конечно попробовать создать плантационные культуры последнего, его уже выращивают как декоративное растение, но более перспективным и технологичным будет, пожалуй, путь выращивания сырья методом культуры тканей. Подобным образом промышленно уже получают биомассу тканей женьшеня и некоторых других ценных и редких растений. Будем надеяться, что если этой идеей заинтересуются настоящие пивовары-энтузиасты, то когда-нибудь в продаже появится новый, вернее очень старый сорт пива - восковниковое.
Вот, пожалуй, и все «напои», которые потреблял наш народ в данный исторический период. Не упомянутые: водка, сбитень, водички и пр., хотя и появились в описываемую нами эпоху, но широкое распространение получили гораздо позже, примерно в XVII в. Да и употреблялись они в ограниченных количествах, в основном только в крупных городах. Например, сбитень пили лишь в холодное время года, горячим, «для согрева». А летом как прохладительный напиток употреблялся все тот же квас, т. е. фактически, как мы выяснили, все то же слабоалкогольное легкое пиво.
ВЫВОД
Доля питных медов и заморских вин среди потребляемых напитков того времени была ничтожно мала.
Березовица и восковниковое пиво - быстро (хотя и в разное время) исчезли, оба из-за отсутствия сырья.
Русский кисель всё-таки был и остался чем-то средним между едой и питьём.
Видео: Разведопрос: Клим Жуков про монгольское нашествие на Русь, часть первая
Брага была достаточно распространена и доступна большинству населения, но из-за своего низкого качества и посредственного вкуса так и не приобрела особой популярности у русского народа. К тому же, в широком плане, она относится к слабоалкогольным напиткам, т, е. опять-таки к пиву, хотя и низкокачественному.
Молоко и простокваша были обычным ежедневным питьём самых широких масс той эпохи.
Столь же распространённым было лишь потребление кваса и хмельного пива. Вот и выходит, что основными напитками в описываемый исторический период были пиво и его разновидности. Поэтому закономерно, что собирательное наименование любого питья того времени - "пиво", перешло на самый распространённый из напитков.
Знаменательно и то, что все перечисленные напитки, за исключением молока, являются продуктами процессов брожения. Недостаток, а тем более полное отсутствие их в питье и еде приводит, как правило, к ухудшению самочувствия, замедлению очистки организма от шлаков, и, в конце концов, к болезни. Таким образом, наши предки, вероятно, инстинктивно поняли важность наличия в питье и питании продуктов содержащих закваску и элементы её жизнедеятельности.
В. Старостин, кандидат с.-х. наук
(Садовод № 26, 27, 28, 2010)
Другие публикации Старостина В.А. смотрите на его персональной странице