Поднимись, мальчишка, очерк т. Шатской

(Из книги очерков Таисии Шатской «Домашние уроки», Кемерово. 1985)

Дима мальчик с Алтая, из семьи верующих. Вступил в пионеры против воли родителей. Отец избил его за это закрыл в погребе. Мальчик сбежал из дома. Скитался по вокзалам, голодал. Так он попал в профтехучилище, о котором пойдёт речь.

Подросток так дорожил куском хлеба, что подбирал его, когда другие ребята бросали. С интересом осваивал профессию станочника по деревообработке, стал отлично учиться. Отцу писал: «Я вырасту и докажу тебе, что бога нет».

Судьбы одна драматичнее другой. Объединяет ребят возраст от четырнадцати до восемнадцати, объединяет судебная ненаказуемость за разного рода проступки. Возраст самый что ни на есть подростковый. Идёт рост физический, растёт и человеческое достоинство. А жизнь исковеркана в силу разных причин. Трудный возраст. Кто его сделал именно таким? У ребят свои законы, свои потребности глубоких чувств, свои хитрости, своя приспособляемость, к обстоятельствам.

Прибыл в училище небольшой ростом, шустрый мальчишка. Им хотели помыкать. Особенно отличался в этом стремлении крепкий физически, рослый подросток. Этот командирствовал больше всех. Встал маленький на кровать и ударил того сапогом.

Видео: Dat Boi T - "Migos N Essays" (ft. Kap G) Official Video 2014

Умный педагог, узнав об этом, улыбнулся: «Правильно сделал. Отстоял достоинство».

А другой подросток сам себе письмо написал о том, как тяжело заболела мать, и плакал над этим письмом. Сделали запрос: мать здорова.

Ещё любопытный случай. Красивый чернявый паренек поразил всех изысканной вежливостью. При этом говорил с явным акцентом. Сказал ребятам: папа директор крупного научно-исследовательского института. Приехала как-то мать, скромная работница гостиницы, изумилась акценту сына, его манерам. Отца у парня давно нет. Подросток преподнести себя поколоритнее.

Да, не прост контингент воспитанников в специальном профтехучилище. У каждого нелёгкое прошлое. У каждого своеобразная психика.

Мы беседуем в просторном кабинете директора училища. Педагоги расположились за большим столом. Заместитель директора по трудовому воспитанию инженер, заместитель по учебно-воспитательной работе педагог, помощник директора, ответственный за режим, юрист. Здесь на двадцать воспитанников один учитель, на десятерых один воспитатель.

Мысль старая, но от времени не тускнеющая уровень воспитания зависит от воспитателя здесь особенно наглядна. Люди преданы своему нелёгкому делу. Рассказывают, как в первые годы работы училища, а было это немало лет назад, ходили сюда за много километров из города и часто ночью возвращались домой пешком, либо ночевали здесь- как пережили первые трудные годы роста, как проводили эксперимент, направив двух молодых педагогов в группы ребят, и те учились, трудились, жили абсолютно одинаковых с подростками условиях, выполняя все положенные требования, зато познали изнутри неписаные законы взаимоотношений в данных условиях, в данном возрасте, а один из педагогов был избран ребятами командиром (этой чести нелегко заслужить). (Это обо мне – Г. Казанин).

В рассказах педагогов улавливается, прежде всего, уважение, строгое, без снисходительности, без малейшего умиления, уважение к своим подопечным.

Слышу о делах комсомольской группы. Дети, как все дети. И чтобы убедить меня окончательно, стали рассказывать, какие меткие характеристики дают ребята взрослым, какие точные, соответствующие характеру, клички новичкам. Уважаемый педагог у них Геша (это просто по имени Геннадий Петрович), неуважаемый завуч (был такой) Кактус. «Почему Кактус?» спросили ребят. «А у него бородавка и три волосинки на ней». (Так и ношу это имя с начала 70-х годов – Геша – Г. Казанин).

И здесь больной вопрос курение. Как-то трудились ребята на стройке. Владимир Николаевич пришел к ним в разгар смены, сбросил пиджак и тоже включился в работу. Кстати, всё, что есть на территории училища: и резное входное крылечко, и всевозможные хозяйственные постройки дело рук ребят и педагогов. Видит директор краем глаза, один мальчишка крадётся к его пиджаку. Сдержался. А после работы скомандовал: «Построиться! Кто взял сигареты?» Молчание. «Я знаю, кто взял, только хочу, чтобы сам признался». Вышел из строя подросток.

И есть здесь свой Серёжа-эрудит. Задаст, бывало, такой заковыристый вопрос, ввернёт такое сложное словечко, что учитель не всегда готов ответить. Что же выяснилось? Набирал мальчишка словари, по ним готовил свои заковыристые вопросы и проверял педагогов.

Труд, учение, спорт вот три кита, на которых воспитываются ребята в училище. Здесь готовят слесарей-инструментальщиков, станочников по деревообработке, столяров, каменщиков, штукатуров, электромонтеров.

Проходим по учебным кабинетам, по трудовым мастерским. Кабинеты химии, иностранного языка хорошо оборудованы. В токарном цехе пульт управления, демонстрационный станок с большим зеркалом над ним. Это рабочее место мастера. Работая у станка, он видит в зеркале группу. Нельзя не обратить внимания на то, что в рабочем цехе белоснежные, шёлковые шторы на окнах. Кабинет эстетически оборудован со вкусом.

Дисциплина, чувствуется, строгая. В училище принцип самоуправления.

- Когда костяк создали, трудиться научили, все пошло на лад, вспоминались при этом слова старого педагога, работающего здесь много лет.

Когда видишь прекрасные условия для трудового, интеллектуального, физического развития подростков, поневоле думаешь: сколько добрых, умных рук протянуто им вместо родительских, зачастую недостойных.

Поднимись, мальчишка! Распрямись во весь рост. Посмотри, какая красота кругом. Могучие горы, поросшие лесом, а под ними славная река. А вот, напротив реки, то самое резное крылечко. Смело входи на него. Здесь тебе помогут стать лучше.

Мой комментарий

Был в командировке, когда Т. Шатская посетила Шушталепское спецучилище, в котором я был старшим воспитателем 13 лет.

Конечно, приезжий журналист не может глубоко понять всего, что он увидел. А ещё экскурсоводы немного и приврали.

Однако, этот очерк напоминает мне мои молодые годы, когда мог работать и день, и ночь, жил среди ребят в равных с ними условиях («хождение в народ»), готовил и проводил революционные взрывы.

На основе своего опыта работы со «спецконтингентом» готовил научную работу на тему «Взрыв как способ разрешения конфликтных отношений в условиях спецучилища».

Разрабатывались также темы: «Другая жизнь» в условиях специального профтехучилища и пути её ликвидации», «Особенности формирования устойчивых профессиональных намерений у учащихся специального профтехучилища», «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях специального профтехучилища».

Побывал за время работы в Раифском СПТУ (Татарстан), Известковском СПТУ (Хабаровский край), Дауагвпилском СПТУ (Латвия).

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Поднимись, мальчишка, очерк т. Шатской