Поднимись, мальчишка, очерк т. Шатской
(Из книги очерков Таисии Шатской «Домашние уроки», Кемерово. 1985)
Дима – мальчик с Алтая, из семьи верующих. Вступил в пионеры против воли родителей. Отец избил его за это закрыл в погребе. Мальчик сбежал из дома. Скитался по вокзалам, голодал. Так он попал в профтехучилище, о котором пойдёт речь.
Подросток так дорожил куском хлеба, что подбирал его, когда другие ребята бросали. С интересом осваивал профессию станочника по деревообработке, стал отлично учиться. Отцу писал: «Я вырасту и докажу тебе, что бога нет».
Судьбы одна драматичнее другой. Объединяет ребят возраст – от четырнадцати до восемнадцати, объединяет судебная ненаказуемость за разного рода проступки. Возраст самый что ни на есть подростковый. Идёт рост физический, растёт и человеческое достоинство. А жизнь исковеркана в силу разных причин. Трудный возраст. Кто его сделал именно таким? У ребят свои законы, свои потребности глубоких чувств, свои хитрости, своя приспособляемость, к обстоятельствам.
Прибыл в училище небольшой ростом, шустрый мальчишка. Им хотели помыкать. Особенно отличался в этом стремлении крепкий физически, рослый подросток. Этот командирствовал больше всех. Встал маленький на кровать и ударил того сапогом.
Видео: Dat Boi T - "Migos N Essays" (ft. Kap G) Official Video 2014
Умный педагог, узнав об этом, улыбнулся: «Правильно сделал. Отстоял достоинство».
А другой подросток сам себе письмо написал о том, как тяжело заболела мать, и плакал над этим письмом. Сделали запрос: мать здорова.
Ещё любопытный случай. Красивый чернявый паренек поразил всех изысканной вежливостью. При этом говорил с явным акцентом. Сказал ребятам: папа – директор крупного научно-исследовательского института. Приехала как-то мать, скромная работница гостиницы, изумилась акценту сына, его манерам. Отца у парня давно нет. Подросток преподнести себя поколоритнее.
Да, не прост контингент воспитанников в специальном профтехучилище. У каждого нелёгкое прошлое. У каждого своеобразная психика.
Мы беседуем в просторном кабинете директора училища. Педагоги расположились за большим столом. Заместитель директора по трудовому воспитанию – инженер, заместитель по учебно-воспитательной работе – педагог, помощник директора, ответственный за режим, юрист. Здесь на двадцать воспитанников один учитель, на десятерых – один воспитатель.
Мысль старая, но от времени не тускнеющая – уровень воспитания зависит от воспитателя – здесь особенно наглядна. Люди преданы своему нелёгкому делу. Рассказывают, как в первые годы работы училища, а было это немало лет назад, ходили сюда за много километров из города и часто ночью возвращались домой пешком, либо ночевали здесь- как пережили первые трудные годы роста, как проводили эксперимент, направив двух молодых педагогов в группы ребят, и те учились, трудились, жили абсолютно одинаковых с подростками условиях, выполняя все положенные требования, зато познали изнутри неписаные законы взаимоотношений в данных условиях, в данном возрасте, а один из педагогов был избран ребятами командиром (этой чести нелегко заслужить). (Это обо мне – Г. Казанин).
В рассказах педагогов улавливается, прежде всего, уважение, строгое, без снисходительности, без малейшего умиления, уважение к своим подопечным.
Слышу о делах комсомольской группы. Дети, как все дети. И чтобы убедить меня окончательно, стали рассказывать, какие меткие характеристики дают ребята взрослым, какие точные, соответствующие характеру, клички – новичкам. Уважаемый педагог у них Геша (это просто по имени Геннадий Петрович), неуважаемый завуч (был такой) – Кактус. «Почему Кактус?» – спросили ребят. «А у него бородавка и три волосинки на ней». (Так и ношу это имя с начала 70-х годов – Геша – Г. Казанин).
И здесь – больной вопрос – курение. Как-то трудились ребята на стройке. Владимир Николаевич пришел к ним в разгар смены, сбросил пиджак и тоже включился в работу. Кстати, всё, что есть на территории училища: и резное входное крылечко, и всевозможные хозяйственные постройки – дело рук ребят и педагогов. Видит директор краем глаза, один мальчишка крадётся к его пиджаку. Сдержался. А после работы скомандовал: «Построиться! Кто взял сигареты?» Молчание. «Я знаю, кто взял, только хочу, чтобы сам признался». Вышел из строя подросток.
И есть здесь свой Серёжа-эрудит. Задаст, бывало, такой заковыристый вопрос, ввернёт такое сложное словечко, что учитель не всегда готов ответить. Что же выяснилось? Набирал мальчишка словари, по ним готовил свои заковыристые вопросы и проверял педагогов.
Труд, учение, спорт – вот три кита, на которых воспитываются ребята в училище. Здесь готовят слесарей-инструментальщиков, станочников по деревообработке, столяров, каменщиков, штукатуров, электромонтеров.
Проходим по учебным кабинетам, по трудовым мастерским. Кабинеты химии, иностранного языка хорошо оборудованы. В токарном цехе – пульт управления, демонстрационный станок с большим зеркалом над ним. Это рабочее место мастера. Работая у станка, он видит в зеркале группу. Нельзя не обратить внимания на то, что в рабочем цехе белоснежные, шёлковые шторы на окнах. Кабинет эстетически оборудован со вкусом.
Дисциплина, чувствуется, строгая. В училище – принцип самоуправления.
- Когда костяк создали, трудиться научили, все пошло на лад, – вспоминались при этом слова старого педагога, работающего здесь много лет.
Когда видишь прекрасные условия для трудового, интеллектуального, физического развития подростков, поневоле думаешь: сколько добрых, умных рук протянуто им вместо родительских, зачастую недостойных.
Поднимись, мальчишка! Распрямись во весь рост. Посмотри, какая красота кругом. Могучие горы, поросшие лесом, а под ними славная река. А вот, напротив реки, то самое резное крылечко. Смело входи на него. Здесь тебе помогут стать лучше.
Мой комментарий
Был в командировке, когда Т. Шатская посетила Шушталепское спецучилище, в котором я был старшим воспитателем 13 лет.
Конечно, приезжий журналист не может глубоко понять всего, что он увидел. А ещё экскурсоводы немного и приврали.
Однако, этот очерк напоминает мне мои молодые годы, когда мог работать и день, и ночь, жил среди ребят в равных с ними условиях («хождение в народ»), готовил и проводил революционные взрывы.
На основе своего опыта работы со «спецконтингентом» готовил научную работу на тему «Взрыв как способ разрешения конфликтных отношений в условиях спецучилища».
Разрабатывались также темы: «Другая жизнь» в условиях специального профтехучилища и пути её ликвидации», «Особенности формирования устойчивых профессиональных намерений у учащихся специального профтехучилища», «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях специального профтехучилища».
Побывал за время работы в Раифском СПТУ (Татарстан), Известковском СПТУ (Хабаровский край), Дауагвпилском СПТУ (Латвия).