И. В. Мичурин, н. Н. Неплюев, учёные садоводы подвижники
И. В. Мичурин и Н. Н. Неплюев: начала российского садоводства
К 150-летию со дня рождения И. В. Мичурина
Широко отмечаемая ныне знаменательная юбилейная дата даёт основание напомнить читателям газеты о жизненном подвиге, совершённом нашим великим земляком. Он родился 28 октября 1855 г. в обедневшей дворянской семье, в Пронском уезде Рязанской губернии. Мать Мичурина умерла в 33 года, когда сыну едва исполнилось 4 годика. Её заменила родная тетка Татьяна Ивановна Мичурина, полюбившая осиротевшего племянника. В своём небольшом поместье Биркиновке Рязанской губернии она окружила мальчика заботой и вниманием. Отец Мичурина и его сестра Татьяна Ивановна увлекались садоводством, и это увлечение передали будущему учёному-естествоиспытателю. С раннего детства Иван собирал семена и выращивал растения. В своей автобиографии Мичурин писал: «... только я, как помню себя, всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни- они как будто всё прошли мимо меня и почти не оставили следов в памяти».
Отец мечтал дать сыну университетское образование, но его болезнь помешала этому. Мичурин не смог окончить даже Рязанскую гимназию. Он был из неё исключен якобы за непочтение к директору гимназии Оранскому. На улице в сильный мороз не снял перед ним шапку – болели уши. Истинная же причина заключалась в отказе его дяди дать взятку Оранскому.
17-ти лет от роду Мичурин работает конторщиком товарной конторы станции Козлов с окладом 12 рублей в месяц. В 1874 году он женится на дочери рабочего Александре Васильевне Петрушиной. Жена становится его верной помощницей и соратницей.
Чтобы иметь средства для занятия любимым делом, Мичурин открывает мастерскую по ремонту часов и других приборов точной механики. Во время деловых поездок он знакомится с состоянием садоводства в разных губерниях России и убеждается в его отсталости. В то время широкой известностью пользовалась теория акклиматизации растений доктора Грелля – достаточно привить южные сорта на зимостойкие подвои, и можно их иметь даже в суровых условиях. Мичурин поверил Греллю, в городе приобрёл небольшой участок земли и на нём сделал огромное количество прививок. Через несколько лет они все погибли от морозов. Тяжело пережив неудачу, он понял ошибку Грелля: нельзя сложившиеся сорта прививкой приспособить к новым условиям. На страницах специальных журналов Мичурин разъясняет ошибочность теории Грелля и старается уберечь плодоводов от напрасной потери труда и времени.
Иван Владимирович принимает решение самому заняться улучшением сортимента плодовых растений в средней и северной части России. Но тогда не было не только учебников по этому вопросу, но и самой науки. Характеризуя тот период, Мичурин со свойственной ему остротой писал: «... слово «гибридизация» переводится на общепонятный язык – сыпь, подмешивай, болтай, авось выйдет что-нибудь иное».
Отказывая себе в необходимом, на сэкономленные средства Мичурин приобретает нужные растения и приступает к созданию новых сортов. Усиленно занимается самообразованием, разрабатывает оригинальные методы гибридизации. На городском участке уже нет места для новых растений. Для покупки другого нужны деньги, и он работает ещё напряжённее. С великим трудом собрав нужную сумму, весной 1888 г. покупает землю в семи верстах от города, у слободки Турмасово, и здесь создаёт первый в истории русского плодоводства гибридизационный питомник. Только через год он смог оставить работу на железной дороге и целиком отдаться любимому делу.
Прошли годы самоотверженного труда в тяжелейших условиях. Получены новые ценные сорта. Но официальная наука пока не признает Мичурина. Только два крупнейших плодовода – Н. И. Кичунов и В. В. Пашкевич – высоко оценивают его творческую деятельность.
Иван Владимирович не только создавал новые сорта, но стремился способствовать процветанию отечественного садоводства. Он трижды – в 1905, 1908 и 1910 гг. обращался в департамент земледелия, желая обратить внимание на важность выведения своих, отечественных сортов, на необходимость создания специальной школы на базе его достижений и каждый раз получал отказ. А о денежной помощи и говорить было бесполезно.
Когда Мичурин находился в тяжелейшем материальном положении, был непризнанным одиночкой, из США получил приглашение переехать со своими гибридами за океан и там ему готовы были предоставить самые благоприятные условия для работы. Но он был патриотом России и от такого заманчивого предложения отказался.
После Октябрьской революции делу Мичурина было придано государственное значение. Ему выделили средства, земли, помощников. По всей стране возникли опорные пункты, опытные станции, а в городе Козлове – садовый техникум, Плодоовощной институт (учебный), селекционная станция, научно-исследовательский институт садо­-водства, носящие его имя. О таком он и мечтать не мог.
По сей день последователи Мичурина работают над созданием более совершенных сортов плодовых и ягодных растений. Это ли не подарок к его юбилею.
Читатели, очевидно, с недоумением прочитают в заголовке статьи вторую незнакомую фамилию и будут вполне правы. Имя Николая Николаевича Неплюева долгие годы умышленно замалчивалось, а его деятельность была вычеркнута из отечественной истории.
Н. Н. Неплюев вышел из богатой дворянской семьи. Он был потомком сподвижника Петра Великого – Ивана Ивановича Неплюева. Отец – в Чернигове предводитель дворянства. Н. Н. Неплюев получил прекрасное образование, и перед ним открывалась блестящая дипломатическая карьера. Но он ее оставляет. Из Мюнхена возвращается на родину и принимает решение всё своё состояние употребить на воспитание и образование крестьянских детей.
В 1881 г. он открывает детский приют в родовом имении Янполь, недалеко от г. Глухова, описанного Н. В. Гоголем, и сам занимается с сиротами. Отец яростно противодействует начинаниям сына. Но сын непреклонен и настаивает на выделении ему законной доли наследства. Получив требуемое, в своём поместье Воздвиженское (в 10 верстах от Янполя), в 1885 г. он открывает на полном личном обеспечении мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения, разрабатывает свою педагогическую систему. Она должна в учениках формировать духовность, любовь к Богу, к ближнему, трудолюбие и другие нравственные качества.
H. Н. Неплюев был верующим человеком, но не фанатиком. Вопреки церковной догме, считал, что человеку при жизни надо дать нормальные условия, а не обещать рай после смерти. Церковная цензура запрещала публиковать труды Н. Н. Неплюева.
В конце XIX века Неплюев осуществил связь обучения с практическими работами в саду, в поле, на огороде и жи­-вотноводческих фермах, то есть то, что теперь называется политехнизацией.
В 1891 г. он открывает женскую сельскохозяйственную школу на тех же принципах, что и мужскую. В школы принимались в первую очередь сироты, дети 12-14 лет (из бедных крестьянских семей). Приобретались лучшие сорта растений, породистый скот, новейшие сельскохозяйственные машины. Чтобы после окончания школ не растерять своих воспитанников в море житейском, Неплюев организует "Трудовое Братство", поступление в которое строго добровольное.
Ему пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем он получил Высочайшее соизволение на открытие этой организации. "Трудовое Братстсво" объединило людей на общей идейной основе, заложенной в неплюевских школах, и согласившихся совместно жить и коллективно трудиться, не получая жалованья- Жизнь обеспечивалась для всех одинаково за счет ведения образцово поставленного хозяйства. Здесь всё было передовое. Во главе "Трудового Братства" стояла Дума, избранная из наиболее авторитетных членов.
Неплюев призывал помещиков последовать его примеру, но встретил открытую вражду. Он был одинок. Его поддерживали только мать и две сестры, которые доли своего наследства вложили в дело сына и брата.
"Трудовое Братство" Неплюева стало широко известно. К нему началось паломничество из разных губерний России и из-за рубежа. Оно крепло экономически год от года и просуществовало более 25 лет. "Трудовое Братство" во всём было уникальным и единственным не только в русской, но и в мировой истории.
После 1917 г., во время гражданской войны, оно было уничтожено. Мои родители – Черненко Семён Федорович и Наталия Яковлевна – вышли из беднейших крестьянских семей, проживавших в Черниговской губернии. В школах Неплюева получили хорошее воспитание и образование. После окончания школ плодотворно трудились в "Трудовом братстве". Отец заведовал садами, которые стали смыслом его жизни.
В 1901 г. к Неплюеву приехала его двоюродная сестра Н. Д. Биркина. Она гостила в Козлове у Мичурина. От неё С. Ф. Черненко впервые узнал о Мичурине и был несказанно обрадован. Вскоре написал ему письмо, поделился планами. С тех пор он не порывал с ним творческих связей. А 6 февраля 1926 г. переехал с семьей в Козлов к Мичурину и осуществил свое давнишнее желание - работать рядом с ним.
От Биркиной он узнал интереснейший факт о родственной связи между Мичуриным и Неплюевым. Наталия Дмитриевна Неплюева, дочь родного дяди Н. Н. Неплюева, была замужем за Львом Сергеевичем Биркиным – действительным статским советником. И. В. Мичурин оказался с ней тоже в родстве. Биограф Мичурина А. Н. Бахарев в своей книге «И. В. Мичурин. Жизнь и деятельность» (1938 г.) на стр. 18 пишет, что в Петербурге попечителем одного учебного заведения был двоюродный дядя Ивана Владимировича – Сергей Гаврилович Биркин. И больше – ни слова. Осиротевшему мальчику Ване Мичурину мать заменила тетка Татьяна Ивановна Мичурина. В ее небольшом поместье Биркиновке, расположенном недалеко от места рождения Мичурина, будущий учёный-естествоиспытатель многому научился. Биркиновка. Очевидно, отсюда и пошли родственные связи Мичуриных и Биркиных.
Биркины – старинный русский дворянский род. Воевода Иван Биркин вместе с Михаилом Спешневым заложил город Козлов в 1635 г. по указу царя Михаила Федоровича для обороны Рязанской окраины. Может быть, потомки именно этого Биркина оказались и род­-ственниками Мичурина.
От Н. Д. Биркиной Мичурин и Неплюев узнали друг о друге, но, к сожалению, лично знакомы не были. Два замечательных патриота отдали свои жизни в разных сферах деятельности на благо любимой Родины.
Историками знаменательный факт родственных связей между Мичуриным и Неплюевым через Биркиных до сих пор не освещён. Надеюсь, что в юбилейный год читателям газеты об этом малоизвестном факте будет интересно узнать.
Е. Черненко, профессор Мичуринского государственного педагогического института
(Мичуринская жизнь, 22 сентября 2005)
Автограф Е.С. Черненко на газете с данной публикацией, присланной мне. (Г. Казанин)
Другие статьи об учёных садоводах и селекционерах смотрите в разделе Выдающиеся садоводы учёные России