Бактериальный ожог груши

&ldquo-Чума&rdquo- из Америки

Погубив добрую половину саратовских груш, она подбирается к Ульяновску и Самаре.

Еще лет 20-25 тому назад в Поволжье не было зимних сортов груш. Вспоминается разве что Бере зимнее Мичурина. Но плоды у нее довольно посредственного вкуса, а деревья не зимостойки.

Теперь не то. Усилиями селекционеров выведены новые интересные сорта, в том числе и поздних сроков созревания. Новинки отличаются замечательным вкусом, высокой урожайностью, скороплодностью, длительностью хранения плодов. Многие их них испытывались в Хвалынском ГСУ и показали хорошие результаты.

Тревожные вести

Все это, конечно, радует. Но не радостью я хотел поделиться с читателями &ldquo-Дачницы&rdquo-, а тревогой. Последние 2-3 года в нашем районе, да и в самом Саратове свирепствует опасная болезнь груши. Раньше такого заболевания у нас в садах не было. Зато теперь оно распространяется, как степной пожар. Уже погиб промышленный участок площадью 6 га. На нем росли, радуясь жизни, груши сортов Бессемянка и Тонковетка, посаженные в 1985 году. Хорошо, если бы дело ограничилось только этим. Но почему же новости, доходящие до нас из Хвалынского госсортоучастка по испытанию плодовых культур, напоминают подчас боевые сводки? Многие новые для нашего региона сорта груш уже погибли или находятся в стадии гибели. Это Елена, Россошанская красивая, Лада, Бергамот волжский, Бере зимняя и др. Не пострадала пока только Москвичка. Да что говорить о культурных сортах, если жертвами эпидемии становятся даже лесные &ldquo-дикушки&rdquo-...

Груша - одна из самых перспективных для Поволжья плодовых культур. Но болезнь, о которой я говорю, сводит все эти перспективы на нет. Наблюдая за темпами ее развития в нашей области, можно сделать печальный вывод, что в ближайшие 2-3 года эпидемия достигнет Рязани, Ульяновска, Сызрани, Самары и других городов Поволжья. А пока она прогрессирует в Хвалынске, Вольске, Саратове и более южных районах.

Видео: Бактериальный ожог груши

Обращения садоводов к саратовским ученым с просьбой дать рекомендации по борьбе с этим бедствием были восприняты без особого энтузиазма. Очевидно потому, что насаждения груши занимают незначительную долю в промышленном садоводстве нашей области. Но есть реальная опасность, что болезнь может перекинуться с груши на яблоню. Это будет уже настоящая катастрофа!

История болезни

А началось все это в 1998 году. Болезнь поразила груши, произрастающие в южной части Хвалынского района. Дачники заметили, что на отдельных ветках плодоносящих деревьев вянет и обвисает листва. Увядание происходило очень быстро, в течение 2-3 дней. Особенно прогрессировала болезнь в теплую сырую погоду. Сначала листья темнели, будто кто-то невидимый ошпарил их кипятком. Потом они и вовсе усыхали, приобретая мрачный угольно-черный цвет. По-старушечьи морщились плоды, растущие на пораженных болезнью участках дерева.

Болезнь захватывала не всю ветку целиком. Часть ее, находящаяся ниже &ldquo-больного&rdquo- места, поначалу оставалась как бы здоровой. Но ближе к осени листья на ней приобретали бронзово-коричневый цвет...

На следующий год почки на пораженных ветвях уже не распускались. Деревья стояли словно опаленные огнем. Сухие и черные ветви сгибались дугами по направлению к центру кроны. Но увядшие листья и черные плоды так и продолжали висеть на дереве.

В конце июня болезнь обострилась вновь. Теперь она охватывала как участки, находящиеся ниже пораженных мест, так и новые ветки. На третий год дерево засыхало полностью. У него лопалась древесина, отваливалась кора. За четыре года в наших садах и лесах погибло порядка 50 процентов груш.

Нет в глубинке Интернета...

Что же это за болезнь? И как с ней бороться? Саратовские ученые утверждают, что так проявляет себя бактериальный ожог или бактериальный рак груши. Из литературы я узнал, что это заболевание относится к карантинным. Раньше оно было распространено в регионах с более теплым и влажным климатом (Кавказ и европейские страны).

Методы борьбы рекомендуются в основном агротехнические. Это обработка формалином садового инструмента и ранок на деревьях после проведения обрезки, удаление и сжигание пораженных болезнью веток, а в тяжелых случаях - и выкорчевывание деревьев. Предлагался даже такой дорогостоящий способ, как опрыскивание кроны антибиотиками, в частности, стрептомицином. Но все сведения о болезни, равно как и советы по борьбе с ней, застряли где-то на уровне семидесятых годов прошлого века. Может быть, где-нибудь во Франции или в Италии разработана научная методика профилактики и лечения бактериального рака груши? Возможно, учеными выведены новые сорта, устойчивые к болезни. Мы, саратовские садоводы, ничего об этом не знаем.

Поэтому &ldquo-бьем в набат&rdquo-. Хотелось бы получить квалифицированные советы от ученых Москвы, Мичуринска, Краснодара. Если же они сами не в силах найти решение, пусть обратятся к своим европейским или американским коллегам. Ведь у нас, в глубинке, даже компьютеров ни у кого нет, не говоря уж об Интернете.

А удалять и сжигать больные ветви мы пробовали - не помогает. Пущенная на самотек, болезнь не успокоится, пока не изничтожит большую часть всех посадок груши. Когда же останется всего 1-2 процента от былых насаждений, она, возможно, утихнет сама собой - из-за пространственной изоляции. Но мы к тому времени успеем забыть, что такое груша и каков ее вкус.

Кстати

От саратовских ученых мы узнали, что разносчиками заразы являются в том числе и пчелы. Во время цветения деревьев они распространяют болезнь вместе с пыльцой. А в период созревания урожая за дело принимаются сладкоежки-осы. Лакомясь спелыми грушами, они тоже переносят болезнь с дерева на дерево.

Согласно нашим наблюдениям, молодые неплодоносящие деревья редко заражаются бактериальным раком. Болеют и гибнут в основном плодоносящие груши.

Валерий Евгеньевич Лавров, глава крестьянского хозяйства, Саратовская обл., г. Хвалынск

От редакции.

Болезнь груши, о которой пишет уважаемый Валерий Евгеньевич, очень опасна. Она может привести и приводит к массовой гибели деревьев.

Впервые с ней столкнулись американцы в 1780 году. Вскоре болезнь покорила восточные штаты Америки, затем перекинулась в Европу. А теперь, как мы видим, дошла и до Саратовской области. В Самаре, к счастью, ее пока нет.

Видео: Распопов. 22 июля. Бактериальный ожог прогрессирует.avi

Заболевание вызывается бактериями. Поэтому оно и получило название бактериальный ожог. По-другому его называют некроз или огневица. Эффективность борьбы с болезнью осложняется тем, что бактерии поражают в числе прочих и ткани, расположенные под корой дерева. Вырезка и сжигание поврежденных ветвей - не единственное, но необходимое мероприятие. Кроме того, весной и осенью нужно проводить искореняющие опрыскивания, а также выполнять побелку штамбов и ветвей дерева. Борьбу с садовыми вредителями следует вести неустанно, ведь многие из них (медяница, плодожорка и др.) являются переносчиками заразы. Но главное - использовать здоровый посадочный материал, не завозить саженцы и черенки с зараженных территорий.

Что же касается сортов, устойчивых к бактериальному ожогу, то они есть. В основном это сорта, полученные с участием китайской груши. Один из них упоминается и автором статьи, я имею в виду Москвичку. Не зря ведь именно она устояла перед лицом грозной заразы. На нашей станции уже получены интересные гибриды с участием сорта Москвичка. Вероятно, они тоже будут устойчивы к этой болезни.

11.04.2003

Источник: cofe.ru/garden

Видео: Бактериальный ожог яблони

О борьбе с бактериальным ожогом груши смотрите статью

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Бактериальный ожог груши