Колонновидный крыжовник, чёрная земляника, и другие чудеса компьютерной графики
Как нас заманивают экзотическими сортами и формами растений
Колонновидный крыжовник, чёрная земляника, и другие чудеса компьютерной графики
Что нам вырастил Photoshop?
Приближается время покупки саженцев к сезону, и мы снова решили вернуться к вопросу обмана и подделок. В частности, много рекламы различных плодовых и ягодных «колонн», о чём написал нам читатель из Белгородской обл. Д. Овчаренко. Прояснить вопрос мы попросили известного специалиста в этой области, селекционера, кандидата сельскохозяйственных наук М. В. Качалкина.
- Садовода-любителя порой очень легко обдурить. Почти все верят в чудеса, и многим кажется, что у них на участке это чудо возможно. Вспомните смородинное и малиновое дерево, огурец, помидор с урожаем на кусте 60-80 кг и многое другое.
Совсем недавняя история с вьющейся земляникой. Лет десять в наших уважаемых изданиях публиковалась изумительная картинка вьющейся земляники, на исходе рекламной кампании авторы добавили на фото столько ягод, что дальше можно рекламировать уже только пирамидки из ягод, каковые сооружают рыночные продавцы. Но дальше почему-то не пошло ... Зато наследники этих рекламодателей перекочевали на страницы Интернета, и сейчас оттуда, не неся никаких издержек на рекламу, усиленно окучивают наших доверчивых потребителей очередными небылицами, такими как колонновидный крыжовник или чёрная земляника.
На практике из колонновидных довольно успешно утвердилась пока только одна яблоня. Есть похожие карликовые растения груши, но сортов для условий даже юга России ещё нет. Представленные в Интернете колонновидные крыжовники, сливы, черешни, персики и вся реклама прочих плодовых колонновидных – всё это высосано из пальца.
Ещё одна наша беда – мы не выполняем свои же законы. Ведь согласно им, чужие сорта, не допущенные к использованию, нельзя ввозить в Россию и тем более реализовывать на рынке (рынок здесь – это все виды торговли). Но вопреки этому огромная масса западноевропейских сортов завозится в Россию. Причём, очень часто вместе с растениями завозятся такие виды вредителей и болезней, о которых мы и не слышали. А если добавить к этому, что многие европейские сорта сливы, вишни, черешни, абрикоса просто не жильцы в большинстве областей России, то становится обидно, что участки наших садоводов уподобляются помойкам, в которые Запад при участии наших коммерсантов сбрасывает мусор. Мы намеренно не называем компании, которые это рекламируют, поскольку, названия очень легко поменять.
Справедливости ради следует отметить, что существуют и положительные исключения. Я имею в виду землянику. Для неё, можно сказать, вовсе и не существует проблемы зимостойкости, она зимует под снегом, а если его мало, то садовод знает сто способов, как растения укрыть. Западные сорта земляники во многом превосходят наши, особенно последние новинки действительно хороши! Тут вам и урожайность, и устойчивость к болезням, и внешний вид, а главное – вкус. Буквально сотни предложений – приобретайте, испытывайте! В общем, и качество рассады, которую закупают наши коммерсанты в Европе, в основном отличное. И для садоводов это, пожалуй, единственный способ приобрести хороший посадочный материал. Но и тут не обходится без ложки дёгтя. Рассада, которая поступает к нам в страну, приходит в замороженном виде («фриго»). Наши коммерсанты фасуют её в различные ёмкости (пакетики, коробочки, горшочки) и отправляют в торговлю. Вот здесь-то и скрыта проблема. После разморозки такая рассада должна незамедлительно (!) высаживаться в грунт. А она в период «ожидания», пока покупатель её приобретёт, да ещё и разберётся, что с ней делать, растёт в темноте, истощает запас питания. Неделя-другая на полке в магазине – и земляника тронулась в рост. Такая рассада уже некачественная, она легко подвержена различным болячкам, поэтому её лучше не покупать. Ищите свежую фасовку, где растения еще не проснулись, и по возможности сразу высаживайте в горшочки или в грунт.
Два слова о выборе сортов. Не западайте на сорта, которые рекламируют как очень крупноплодные – у них полно изъянов. Также экзоты с белой окраской ягод – они хоть и оригинальны, но существующие сорта Швед, Пайнберри реальной ценности не представляют.
В заключение – несколько слов о колонновидной яблоне. По нашим оценкам, около 90-95% саженцев «колонн» – это подделка. Только два-три питомника в России производят качественный материал. Складывается парадоксальная ситуация: большинство садоводов, у кого растёт «колонна», недовольны ею, однако люди продолжают «колонны» покупать. В чём же дело? А дело в рекламе. Существует компания, которая основательно работает с колонновидной яблоней, на своих опытных и производственных участках она поистине творит чудеса, и в результате 70% фото колонновидных яблонь, которые вы найдёте в Интернете, сделаны там. Вот и получается, что две-три статьи в глянцевых журналах – и спрос обеспечен. Эта компания выращивает достаточно много посадочного материала, но не реализует его в розницу, только оптом. Список оптовых покупателей-распространителей вы можете посмотреть у них на сайте opitomnik.ru. Там же вы сможете найти серию статей о колонновидной яблоне и описания всех современных сортов.
М. Качалкин
(Приусадебное хозяйство № 3, март 2014)
Если вы ищете посадочный материал: саженцы, черенки, семена и другое, внимательно посмотрите все адреса в разделе Питомники. Саженцы