Современные проблемы российского промышленного садоводства, михаил николаевич кузнецов

Эх, яблочко, куда ты катишься?

Директор Всероссийского НИИ селекции плодовых культур Михаил Николаевич Кузнецов наш разговор о состоянии садоводства в России предварил интересной историей: одна женщина, в свое время выехавшая из России во Францию, нашла по Интернету адрес института и обратилась с просьбой вышлите мне российские саженцы, я с детства помню вкус и запах русских яблок, здесь таких нет, мои дети едят яблоки с пятилетним сроком хранения...

НАШЕ ЯБЛОКО живое, насыщенное ароматом, оно радует душу. В импортном нет той гаммы вкусовой, нет того богатства витаминов и кислот, которые формируют его пищевую ценность. Действительно, импортное яблоко будет неизменно свежим подозрительно долгое время. Но "к нему и птица не летит, и тигр нейдет...", как писал Пушкин о ядовитом анчаре. Это яблоко ни одно неразумное существо: ни микроб даже, ни бактерия, ни червяк никто и пробовать не станет. Оно в саду проходит более 20 химических обработок, а потом ещё и предпродажную подготовку обработку препаратами, предотвращающими гниение и обеспечивающими длительное хранение.

Наше яблоко - вне конкуренции с иностранным ещё и потому, что мы занимаем ценовую нишу ниже 30 рублей, импортное же ниже 50 не опускается. Но, грустно признать, отечественное яблоко и в наших магазинах не очень-то найдёшь: поскольку оно живое, в магазинах долго не хранится, и торговые сети предпочитают "долгоиграющее" импортное. А покупатель ищет наше яблоко. Но на сегодняшний день отечественное яблоко дефицит. Сады России стремительно сокращаются. Вот информация, которая была озвучена на недавно состоявшемся совещании производителей плодов и ягод в Москве: общая площадь промышленных садов в России составляет всего 155 тысяч гектаров, мы ежегодно теряем сады на площади около 10 тысяч гектаров.

Не лучше ситуация и на Орловщине. Садоводство здесь всегда играло весомую роль, местные яблочки предлагались даже к столу Путина, и его положительные отзывы о них слышала, благодаря телевидению, вся страна. Но в настоящее время из бывших 12 тысяч садов осталось обслуживаемых, т.е. на которых ведётся уходная работа и сбор урожая, не более 1-1,5 тысячи гектаров: это сады бывшего совхоза "Наугорский" Орловского района 600 гектаров, 300 гектаров ВНИИСПК, и по 100-200 гектаров во Мценском и Колпнянском районах. Остальные гибнущие и в таком состоянии, что сегодня о них плакаться уже не стоит: они потеряли свою биологическую продуктивность, иссохли в отсутствие уходных работ, истощились- с другой стороны, они были заложены старым сортиментом Антоновка, Пепин шафранный, Осеннее полосатое... Сегодня эти сорта экономически неэффективны, нецелесообразно заниматься их реанимацией. Эти сады неинтенсивные, с них мы не получим отдачи, на которую надо рассчитывать в сегодняшних рыночных конкурентных условиях.

- Кто же сегодня конкурент российским садоводам и почему так случилось, что местное яблоко на прилавках дефицит?

- Вот, скажем, польские яблоки приходят на российский рынок при огромной дотации своего государства. По этой причине Польша сегодня занимает 3-е место в мире (после Китая и США) по производству яблок за счёт того, что там реализуется государственная программа по поддержке плодоводства. Недавно я беседовал с голландцами: до 60% прямых затрат на период становления им компенсирует объединенное правительство Евросоюза. Потому что садоводство это капиталоёмкое производство: заложить сад большие затраты, а потом уходные работы, и только на 5-6-й год мы оправдаем затраты. Вот на этот период и дотирует европейских садоводов государство. А потом эти дотированные плоды без особых таможенных затруднений беспрепятственно идут на наш рынок. В прошлом году Польша особенно "посадила" нас: уже в августе страну заполонили их дешёвые яблоки, и мы, когда стали собирать свои плоды, не смогли конкурировать с ними.

А в этом году ситуацию в садоводстве усугубило то обстоятельство, что садоводческим хозяйствам государство впервые отменило субсидии на закладку сада. Эта строка исключена из федерального бюджета. Мы боимся, что нас в ВТО не примут, как бы нас не заподозрили в том, что мы своего товаропроизводителя поддерживаем. Считаю, что садоводство не заслуживает такого отношения.

- На протяжении вот уже долгих лет садоводство остаётся за бортом интересов инвесторов... Почему?

- По целому ряду причин. Во-первых, по причине экономической. Ведь, смотрите, вроде садоводство отрасль прибыльная. Скажем, вот данные по зерновой отрасли: при урожайности 50 центнеров с гектара максимум прибыли с гектара получается 15 тысяч рублей, яблоки даже при урожайности 80-100 центнеров дают прибыль с гектара минимум 50 тысяч рублей. А при урожайности 200-300 центнеров прибыль и вовсе составит до 200 тысяч рублей с гектара. Но чтобы получать такую прибыль, инвестору изначально нужно сильно потратиться, и отдача начнёт поступать только через несколько лет. Для развития садоводства нужны длинные кредиты, с отсроченным, хотя бы на пять лет, первым платежом. Второе нужен квалифицированный труд грамотных специалистов. Прежде чем к дереву подойти с ножовкой или с секатором, нужно знать зачем и как ты будешь делать обрезку, надо понимать и особенность кроны каждого сорта, и что такое вегетативные почки, и где однолетние, где многолетние, учесть агрофон и дозу подкормки, запланировать урожай... Нужны стабильные кадры. И, к сожалению, мы вместе с садами их потеряли. Поэтому необходимо профессионально-техническое образование. Раньше при нашем институте было училище, к сожалению, его расформировали в конце 90-х годов, это очень плохо ведь на сегодня нет ни одного учебного заведения в области, где бы готовили садоводов. Можно было бы организовать специальное отделение, например, при Глазуновском техникуме, но для этого должна быть специальная областная программа. Концептуальные предложения к программе по развитию садоводства в РФ переданы в Минсельхоз садоводческими ВНИИ во главе с Всероссийским селекционно-технологическим институтом садоводства и питомниководства (ВСТИСиП, г. Москва), была создана Ассоциация производителей плодов и ягод. Мною подготовлены предложения по разработке областной целевой программы по развитию садоводства и переданы в Департамент сельского хозяйства при правительстве области. Я уверен, это задача федерального масштаба, для того, чтобы её решить, нужен ещё один президентский проект.

- Ведь садоводство решает не только экономические задачи, но и социальные...

- Совершенно верно, потому что садоводство это круглогодичная занятость. Сегодня сложилась такая практика: инвестор берёт большие площади, десятки, сотни тысяч гектаров, для производства зерновых, пропашных культур, нанимают механизаторов, специалистов, покупают технику импортную, а кто будет работать и жить на селе, ему, как говорится, до лампочки. Между тем деревня старится. А вот если бы инвестор посадил сад... Недавно был в Пензенской области: по инициативе тамошнего губернатора наш институт помогает там посадить 1500 гектаров садов, разрабатываем проект для ООО "Пензенские сады". Так вот, эта организация предусматривает переселение 300 семей из Молдавии, чтобы было кому работать в этих садах. Для этого выделяются большие средства. Ведь обезлюдели наши деревни. В том числе и благодаря отсутствию в них животноводства и садоводства. Ведь это не ячмень вахтовым методом выращивать: механизатора нанял на сезон, заплатил ему, и до свиданья. А если люди круглогодично заняты в саду? Им надо помочь и дрова подвезти, или навоз, или в больницу устроить... Как от него отмахнешься, когда он твой постоянный кадровый работник? Так что это вынуждает инвестора думать не только о том, как получить больше прибыли, но и решать социальные вопросы. Даже коров можно продать, компенсировать свои затраты, и уйти. А от сада не уйдёшь. Корнями сада хозяева будут привязаны к земле!

- Михаил Николаевич, вы говорите нужна госпрограмма по развитию садоводства, нужны длинные кредиты, дотации... Но не всегда деньги все решают. Ведь интенсивные сады это высокая агротехника, которая не многим инвесторам доступна...

- Да, заниматься садоводством нужно грамотно. В наше время сады сажать надо интенсивного типа с большой плотностью посадки, на шпалерах, с капельным орошением, с использованием новых высокотехнологичных сортов, устойчивых к болезням и вредителям. Но ведь как бывает: бизнесмены, побывав в Европе и увидев там прекрасные карликовые сады, которые дают урожай по 30-40 и более тонн с гектара, загораются этой идеей. Вот многие начали копировать итальянские, французские, голландские садоводческие технологии в нашей зоне. Скажем, хозяйство "Агроном" в Липецкой области посадило сады по итальянской технологии, на шпалерах, а они вымерзли. Не заставишь южное теплолюбивое дерево, которое районировано для другой почвенно-климатической зоны, в более жестких климатических условиях сформировать урожай с хорошим качеством плодов. Дерево борется за выживание, ему не до плодов! Поэтому если оно и выживет, то плод будет маленький и кислый, а не крупный и сладкий, как на родине. Дело в том, что карликовые сады это прежде всего сочетание сортоподвойных комбинаций, и подвой должен быть районирован в нашей зоне, и сорт также. Из европейских сортов можно сделать карликовые сады там они адаптированы и дают урожай. Но механическое перенесение этих садов в нашу зону не даст нам аналогичных результатов. Нужны свои сорта и технологии для каждой зоны. Такие сорта выведены нашими отечественными селекционерами, в частности, и нашим институтом, который, собственно, является фабрикой сортов. У нас во ВНИИСПК есть сортоподвойные комбинации, которые предусматривают семенной подвой, к нему прививается интеркалярная, ограничивающая рост, вставка, на которую потом прививается сорт. Институт мог бы и готовить специалистов по таким технологиям, преподаватели у нас могли бы обучаться и стажироваться... Мы предлагаем свои услуги, но ведь они должны быть востребованы. Хотя с нами сотрудничают белорусские садоводы, хорошо идут наши сорта в Тульскую, Тамбовскую область, они заказывают не только саженцы, но и проекты садов. Вот я приводил пример с "Пензенскими садами". К нам и финны приезжают за сортами. Но это все эпизоды, а нужна система, продуманная программа по возрождению нашего российского сада.

...У академика Д. С. Лихачева я прочитал такую фразу: "Стилистические особенности русских садов дают ключ к пониманию стилистических особенностей русской культуры". Вдумываясь в неё, глядя на наши нынешние сады, которые сейчас напоминают сказочный погибший, мертвый лес, видишь и общее состояние российской культуры. Очень важно сейчас, чтобы люди изменили свое отношение к садоводству, на смену погибшим садам создали бы новые, которые будут лучше, красивее, будут служить людям, и тогда пойдёт оздоровление нравственной культуры общества. Ведь возводя сады, человек становится выше, благородней, милосердней.

М. Н. Кузнецов, директор Всероссийского НИИ селекции плодовых культур (г. Орёл)

(Сельская жизнь № 91, 1-15 декабря 2010)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Современные проблемы российского промышленного садоводства, михаил николаевич кузнецов