Эксперимент по избавлению от колорадского жука с помощью бархотцев и календулы.
Получалось, если картофель посадить рядом с такими цветочками, жук их кушать не будет. Перспектива заиметь на своем огороде картошечку, выращенную без использования яда от колорадского жука, меня вдохновила. Я проверила свои запасы семян – и бархотцы, и календула были в достаточном количестве. Поэтому грех не попробовать! Решено! Буду экспериментировать! Оставалось дождаться весны.
Начало эксперимента
И вот, наконец, весна! Под эксперимент я выделила отдельный участок, и посадила на нем целое ведро семенной картошки. Когда появились первые картофельные ростки, я сформировала бороздки, слегка окучив молодые росточки. В образовавшиеся гребешки, я посеяла календулу и бархатцы. Получилось два рядка с календулой и три с бархатцами.
Основная масса картошки всходила одновременно с посеянными цветами. И сначала всё шло хорошо. Первыми зацвели ноготки. Картофельная плантация выглядела, словно клумба. Я устала отбиваться от вопросов соседей — что это за новая система посадки картошки. Но красотой я радовалась не долго.
Первая неудача
Ноготки стали так быстро набирать массу, что практически затенили картофельные всходы. Мало того, на них стали зреть семена, которые высыхали и осыпались, а ветер разносил их во все уголки моего огорода.
Меня это категорически не устраивало! Полоть ноготки всё следующее лето – в мои планы не входило, поэтому пришлось в экстренном порядке ликвидировать посадку. Так два рядка из пяти перестали быть экспериментальными. Но оставались еще бархотцы, поэтому я продолжала наблюдение.
Примерно до последней недели июня жуков не наблюдалась, я уже начала потирать руки и злорадствовать, видя, как соседи морят жуков. И даже строила планы по сбору семян бархотцев, чтобы их хватило на всю посаженную мной картошку.
Нашествие
Жуки появились внезапно! Сначала всего несколько, а затем — целое полчище. Неэкспериментальную картошку я от них освободила сразу же. А вот на остальной — пришлось наблюдать, как на молодых листиках появляются сначала полосатые обжоры, а потом и их желтые яйца. Но для чистоты эксперимента – я крепилась и не трогала их.
Где-то в глубине моей души теплилась надежда на то, что хотя бы личинки колорадского жука будут против соседства с бархатцами. К тому моменту, когда личинки вывелись бархотцы уже во всю цвели.
И каково же было мое разочарование, когда мою картошечку начали кушать и кушать. Причем соседство бархотцев на аппетит личинок абсолютно никак не повлияло. Буквально за 3 дня личинки колорадского жука съели некоторые кусты практически до основания.
Я задумалась – что же предпринять – с одной стороны, просто наблюдать как мою картошку доедает кто-то другой, не хотелось. С другой, хотелось довести эксперимент до конца. Было принято компромиссное решение – часть поморить, а часть оставить для дальнейшего наблюдения. Так количество экспериментальных рядков сократилось до одного.
Полное разочарование
И дальнейшее наблюдение показало, что колорадского жука абсолютно не волнует ни ближайшее соседство с бархатцами, ни исходящий от них запах. Эксперимент с треском провалился. Так что даже в умных книжках не всему можно верить.
Но даже когда, стало ясно, что ничего хорошего из моей затеи не вышло, я всё равно продолжала наблюдение.
Следующим неприятным открытием был тот факт, что у бархотцев очень мощная корневая система. И они на протяжении всего лета забирали питание у картошки. Это стало понятно, когда я начала копать картошку. Вся земля была пронизана белыми корешками бархоток.
Видимо именно из-за того, что питания и влаги не хватало, кусты картошки начали сохнуть уже в конце июля, превратившись в начале августа практически в пепел. Соответственно на урожай крупных клубней можно было не надеяться.
Кроме того, при копке экспериментальной борозды, я обнаружила несколько кустиков, которые только-только начали всходить. Получается, что бархотцы оказались довольно агрессивным соседом. Там где они взошли особенно густо — у картошки не было шансов. Бархотцы просто заглушили слабые ростки.
Мое наблюдение подтверждает и тот факт, что кусты картошки, которые взошли раньше, сумели одержать верх над цветами, которые только начинали всходить, отвоевав у них пространство.
В целом картошка, соседствующая с цветами, выглядела намного слабее, по сравнению с той, что выращивалась обычным способом. Вот так выглядела борозда после полного выкапывания. Большие промежутки между кучками картошки, это места где картошка не выросла совсем или всё еще была в стадии всходов.
Прямо скажем – урожай не удался! Зато моя компостная куча здорово похорошела после картофельной копки. Вот такой букетик отправился на удобрения.
Подводя итоги эксперимента, могу с полной уверенностью сказать — ни ноготки, и бархотцы никак не влияют на колорадского жука и его способность уничтожать наши труды. А вот на урожай картофеля такое соседство оказало не самое хорошее влияние.
Я не досчиталась как минимум половины посаженных кустиков, да и те, что выросли – не могли похвастаться богатым урожаем. Поэтому в следующем году картошку – в огород, а цветы – на клумбу!