Серая ворона, её польза и вред

Видео: Врановые птицы: польза или вред? (#birsk)

Кто не видел обыкновенных серых ворон? Пожалуй, нет таких, по крайней мере, на всей европейской территории страны и в Сибири до Енисея и Алтая (далее на восток водится другой вид – ворона чёрная).

Ворона одна из основных птиц антропогенного ландшафта, является синантропной птицей, т. е. возле человеческого жилья встречается часто, а в безлюдной местности редко, т. к. людская бесхозяйственность создает ей оптимальную кормовую базу. Именно в последние десятилетия ворона серая в наших городах стала особенно многочисленной, и виноваты в этом мы сами люди, разбрасывающие везде вокруг себя пакеты и коробки с остатками пищи, просто недоеденные куски. А также оставляющие незакрытыми помойки - благодать для всеядных существ. Вороны же именно таковы ловят крупных насекомых, в голодное время едят и булку и зерно, могут даже сухую корку размочить в луже и съесть- бывает, на садовых участках и яблоки портят, даже рябину клюют. Но, конечно, мясную пищу больше любят поедают объедки, пищевые отходы, подбирают падаль. Причем, целиком глотают, только если найдут маленький кусочек, а чуть больше обязательно расклевывают. Отщипывают небольшие порции, придерживая добычу лапой, так удобнее, а в случае чего ­-можно сразу подхватить и улететь. В городе едят также молочные продукты, попкорн, чипсы, и даже конфеты, остатки любых других продуктов. Когда не голодны, то найденный кусок прячут в укромном месте, в траве или под камешек «на чёрный день»- да ещё и накроют сверху какой-нибудь ветошкой, чтобы кто-то другой не нашел и не утащил. И никогда не забывают куда спрятали. Когда проголодаются прилетят и съедят.

Видео: Гаврюша.mp4

Не брезгуют вороны и воровством. Сам наблюдал, как две из них дворового щенка грабят. И ведь жертву выберут послабее, да поглупее, на взрослого пса не нападут, опасно! Вынесут щенку еду, а вороны уже тут как тут. Ждут. Видно и расписание кормежки изучили. Только начнет песик есть, как одна из них цап его за хвост, да и выдерет целый клок шерсти. Щенок визжит, а есть не прекращает, терпит, тоже знает, чем всё это кончится! А ворона не унимается, буквально тиранит, пока тот от боли не забудет обо всем и на нее не бросится. Но она настороже, сразу отлетает, а товарка времени зря не теряет, тащит из миски что повкуснее, тогда как первая даже попытки такой не делает - у нее задача другая - щенка отвлечь. А как только одна наестся, они местами меняются, И всё начинается сначала. Вот ведь до каких согласованных действий додумались!

Даже взрослых собак вороны не слишком боятся, при случае могут и подразнить. Кошек опасаются гораздо сильнее, возможно потому, что те умеют лазить по деревьям. В целом, в борьбе за. пищу, вороны выступают конкурентами крыс и мышей, и если из двух зол выбирать меньшее, то вороны предпочтительнее грызунов. В этой борьбе, бывает, вороны выступают даже прямыми врагами последних, т. е. хищничают. Видел, как ворона охотится на крысу. Нагонит ее на открытом месте, и не дает той спрятаться в какую-нибудь щель, дергает за хвост, выщипывает шерсть, не оставляет ни на минуту в покое. И делает это до тех пор, пока не замучает ту до смерти. А ведь крыса не маленькая с пол­-вороны будет, и зубы у нее такие, что иной хищник позавидует, да и умом под стать вороне.

Опять-таки, и другим ворона полезна птица-санитар, помогает бороться с грязью, инфекциями подбирает любые остатки пищевых продуктов, которые по недомыслию разбрасывает человек- чтобы её не разлагались, не гнили, не служили кормом мышам и крысам, Но вместе с тем, обладая таким высокоразвитым умом, легко находит способы для разорения гнезд мелких певчих птиц и даже уток, воруя яйца и птенцов, чем сильно вредит.

Вороны очень любопытны, всегда обследуют незнакомые предметы. Но и чрезвычайно осторожны: никогда не схватят сразу брошенный человеком корм (объедок), а сначала осмотрят его со всех сторон, то проходя мимо, то обходя вокруг. И только убедившись, что никакой опасности или подвоха нет, возьмут еду в клюв. Но и после этого, обычно на месте есть не станут, а улетят с ним в более тихое укромное место, где без помех и расклюют.

Но коли пища покажется им подозрительной приманкой, даже если она соблазнительна и вкусна не подойдут и не возьмут- более того, будут предупреждать об опасности других птиц.

Как это ни смешно, они нас знают гораздо лучше, чем мы их. Занимаясь своим делом, они бдительности не теряют, внимательно наблюдают за окружающими людьми. Если видят, что человек идет торопливо, на них не смотрит, так даже и отскочить не хотят, лишь бы на пути не стоять. Но только тот остановится, да повернёт в их сторону голову, как сразу насторожатся. Однако и тут не торопятся улетать, оценивают, насколько велика опасность. Знают, что в городе у людей против них оружия нет. Причем прекрасно различают мужчин и женщин. К первым относятся более настороженно, вторых подпускают почти вплотную. Великолепно отличают человека с палкой от охотника с ружьем: последнего и на 50 м к себе не подпустят. В городах, где их никто не стреляет, менее боязливы, чем в сельской местности. В лесу ворона скорее подпустит к себе грохочущую телегу с лоша­-дью и возницей, воспринимая их как одно целое крупное и не опасное травоядное животное, чем одинокого тихо идущего человека. Очень памятливы - хорошо и надолго запоминают, как тех, кто пытался их обидеть, так и тех, кто их подкармливал, Стоит только ворону пару раз угостить, как она уже сама прилетает за кормом и ждёт. Да ещё и каркает от нетерпения, поторапливает, но бдительности не теряет.

Умны ... Знают, что под кучкой прелого сена, щепочкой, дощечкой могут находиться вкусные вещи, поэтому их следует клювом перевернуть. А уж в блестящие пластиковые пакеты от чипсов, сливок и прочих продуктов заглянут обязательно: там почти наверняка что-нибудь вкусненькое осталось, Причем учатся не только на собственном опыте, но и легко перенимают навыки товарок.

Забавно, но мы знаем их гораздо хуже. Например, очень многие люди до сих пор не знают, что ворон отнюдь не самец вороны. Дело в том, что последние не имеют полового диморфизма (половых различий), т. е, у них самец и самка внешне абсолютно одинаковы. Голова, горло, крылья и хвост у них черные с фиолетовым отливом, а остальное тело, длина которого 44-56 см серое, Обладают черным, достаточно крупным и крепким клювом универсального назначения, которым способны выполнять десятки самых разных операций. И такого же цвета ногами, с ловкими цепкими пальцами, на которых важно расхаживают, несколько косолапя и покачивая головой. Кроме того, ими хватают пищу, чешутся, выполняют многие другие действия. Лишь когда торопятся, или испуганы, начинают передвигаться неуклюжими прыжками, и то недолго либо снова переходят на шаг, либо, считая опасность реальной, взлетают.

В полете пальцы сжимают, а ноги складывают и прячут в оперенье убирают «шасси» для улучшения аэродинамики. Летают хорошо, плавно, уверенно, порой даже высший пилотаж выполняют, но, всё-таки, как-то тяжеловато. Нет в их полёте, лёгкости и изящества. Не зря лётчики про коллегу летающего вроде и правильно, но без «блеска», говорят летает по-вороньему.

Живут вороны весь год семейными стаями-кланами, утренняя деятельность которых начинается с переклички - все ли живы? Да и днем потом многократно перекликаются. На время гнездования стаи распадаются на пары. Причем, обычно, постоянные, только гибель одной из птиц может заставить другую выбрать себе нового партнера. Гнездятся вороны в лесах, парках, пойменных насаждениях, с конца марта по май. В природе гнезда сооружают на деревьях, при их отсутствии в кустах, и даже в тростниках. В городах иной раз устраивают гнезда в самых невероятных местах: на вершинах опор линий электропередач, на стрелах стоящих долгое время без движения подъемных кранов, и даже на креплениях спутниковых антенн.

Видео: Вороны – самые коварные птицы

В кладке у ворон 4-5 яиц, насиживают родители попеременно. Постоянно в городе проживают и гнездятся только старые птицы, их можно узнать по солидному, холеному виду и отвисшему подклювью «бороде». Процент гнездящихся молодых пар невелик, поскольку все подходящие места уже заняты. Большинство из двух трёхлетних птиц только зимуют у нас, весной им приходится улетать, обычно на северо-восток, в Карелию, Архангельскую и Вологодскую области. Поэтому ворон, в целом, как вид, и причисляют к кочующим птицам.

Территория проживания и гнездо, расположенное на ней, сохраняются за парой ворон многие годы, и строго охраняются ими. После Нового года, особенно в оттепели, пара начинает время от времени навещать свое прошлогоднее гнездо, как бы подтверждая свои права на него. Иногда к ним присоединяется еще несколько птиц, но поскольку драки между ними нет, и встреча у края гнезда проходит мирно, можно предположить, что это их повзрослевшие дети прощаются со своей колыбелью. Весной родители их к гнезду уже не подпустят. Чужаки не только к гнезду, но даже на территорию пары тем более не допускаются: настоящие баталии разгораются, с криком, шумом, погонями. После изгнания нарушителя вороны долго сидят на дереве у границы своего участка и возмущаются: издают короткое и частое карканье в сторону улетевшего противника.

Построить гнездо большой труд, поэтому, если прошлогоднее уцелело, то вороны, немного подправив, обычно используют его снова, бывает даже многие годы.

На постройку идут валяющиеся на земле подходящей длины прутики, когда таковых нет, вороны своими крепкими клювами отламывают их с растущих деревьев, причём четко знают, с каких пород это можно делать, а с каких не стоит. Но иногда в клюве у них е можно увидеть и подходящей длины кусок изолированного провода. Ворона птица прогрессивная! От новых материалов не отказывается. Бывает, что используют «на разборку» и чьё-то брошенное, бесхозное гнездо. Хороший стройматериал вещь дефицитная!

Известно, что «на свободе» вороны каркают довольно много и громко, а вот к гнездам подлетают молчком, соблюдая «конспирацию», чтобы не привлечь внимания врагов. Но и тут привычки у птиц меняются очень быстро. Так в лесу они сидят на яйцах удивительно тихо. Там охотников до яиц и птенцов ой как много! А вот в городе та из ворон, которая устала, проголодалась, и вообще считает, что её пора сменить на гнезде, начинает с определенными интервалами довольно громко кричать, призывая вторую подменить её, чего в лесу никогда не делают. А когда вылупится молодняк, то вечно голодный, поднимает истошный крик всякий раз, как прилетят родители с кормом, надоедая людям, особенно рано поутру, когда так хочется спать.

Наконец, наступает самый беспокойный день день вылета птенцов из гнезда. О птенцах-слетках, даже чужих, вороны самоотверженно за­-ботятся: нападают не только на кошек и собак, неосторожно приблизившихся к ним, но даже на человека, особенно если он взял последних в руки. По тревоге собираются стаями, угрожающе каркают, норовят клюнуть. Растут воронята быстро, скоро молодняк ростом уже со взрослых птиц.

После всего сказанного, кое-кто может спросить и как же относиться к серым воронам? Вот так и относитесь, как к полезной и одновременно вредной птице. В тех случаях, когда вредит, можете пытаться регулировать их численность (если это у вас получится), если нет, оставьте в покое. Тем более что в природе нет ничего абсолютно полезного или вредного эти понятия применимы только к хозяйственной деятельности человека. Но до тех пор, пока мы, люди, будем разбрасывать различные объедки, нас неизменно будет сопровождать птица-санитар ворона. И, может быть, это не самое большое зло. Во всяком случае куда меньшее, нежели крысы.

В. Старостин, кандидат с.-х. наук

(Садовод № 50, 23 декабря 2010)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Серая ворона, её польза и вред