Регистрация недвижимости на украине в 2013 году: пошаговая инструкция.
Как зарегистрировать недвижимость в 2013 году: пошаговая инструкция.
С 1 января 2013 года граждане смогут оформить сделку по приобретению квартиры непосредственно у нотариуса, потратив на это всего несколько часов. Отпадает необходимость обращаться в БТИ на любом этапе сделки. Исключение составляют лишь случаи, когда покупатель изъявляет личное желание явиться в Бюро технической инвентаризации. Укргосреестр подробно рассказал об этих и других нововведениях, касающихся купли-продажи объектов недвижимости. Отметим, что с 2013 года Укргосреестр планирует стать единственным государственным органом, ответственным за регистрационные процессы в Украине. К его юрисдикции будут относиться абсолютно все типы регистрации, начиная от квартир и земельных участков, и заканчивая средствами массовой информации и политическими партиями.
Минимизация роли БТИ
Как мы уже сказали, отныне гражданам не нужно обращаться в БТИ, где раньше выдавался техпаспорт в процессе заключения сделки по недвижимости. С 1 января признаются недействительными нормативные акты, заставляющие продавца в обязательном порядке предъявлять новый техпаспорт, который в течение 30 дней изготавливался сотрудниками Бюро технической инвентаризации. Отныне техпаспорт обновляется исключительно по желанию покупателя, при условии, что документ, предоставленный продавцом, вызывает недовольство своим состоянием или разностью прописанных и фактических данных. В случае проведения перепланировочных работ, новый техпаспорт должен быть получен в обязательном порядке. Перерегистрация техпаспорта на нового владельца также теперь проходит не через БТИ, а через нотариуса.
Возможности нотариуса
Как видно из новых положений, единственным обязательным органом, через который нужно пройти в процессе приобретения недвижимости – это нотариус. В его кабинете будет установлен компьютер с прямым доступом к общему реестру недвижимости и отягощений, с помощью которого можно проверить недвижимость до ее продажи, а впоследствии – обновить реестровую информацию по окончанию всех процедур. Все это займет не более нескольких часов.
Единый Государственный Реестр
Если раньше в стране существовало несколько реестров, то с нового года вся информация из них будет объединена в единый реестр, в котором будет содержаться вся необходимая информация. В частности, планируется объединить данные о праве собственности, о владельце, о вещных правах, об ипотеке, об отягощениях, о налоговом залоге, об аресте. Информация касается как недвижимого жилищного фонда, так и земельных участков. Владельцы недвижимости не должны будут проходить специальную перерегистрацию, за исключением случаев непосредственной продажи объекта недвижимости.
Укргосреест и физические лица
Новоиспеченный орган под названием Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр), не будет принимать участия во всех сделках по недвижимости. Только при условии, что на объект не движимости не было зарегистрировано право собственности, владельцу придется явиться в одно из местных представительств Укргосреестра, которых на 1 января насчитывается 583. К примеру, данная необходимость может возникнуть у владельцев частных домов, не введенных в эксплуатацию на официальном уровне, либо у владельцев квартир в новостройках. Предварительный размер государственной пошлины за регистрацию составляет 119 гривен, но окончательная цифра может быть другой. За выдержку из Государственного Реестра придется заплатить 51 гривну (предположительно).
Регистрационные сроки
Право собственности и прочие вещные права на приобретаемую недвижимость будут регистрироваться в Укргосреестре за 14 рабочих дней. Со следующего года этот срок будет сокращен до 5 рабочих дней. Исключение составляют крупные объекты недвижимости, включая многоквартирные дома. При отягощении прав на приобретаемую недвижимость, регистрация будет занимать до 10 рабочих дней. Само отягощение (ипотека и прочее) регистрируется в течение одного рабочего дня. Отказы выдаются в аналогичные сроки.
Информация из реестра
Выдержка – информация, которая предоставляется непосредственно владельцу недвижимости или уполномоченному им лицу.
Информационная справка – информация, предоставляемая на основе письменного запроса представителей государственной власти (ГНСУ, СБУ, МВД, прокуратура, суд, местное самоуправление и др.).
Выписка – документ для правовладельца или собственника, который содержит необходимые информацию о лицах, получивших информационные ведомости, касающиеся прав и отягощений по объекту недвижимости.
Как видно, любой документ из госреестра содержит в себе информацию исключительно об объекте недвижимости, а не о его владельце.
Земельные участки
Земельные участки будут регистрироваться без видимых изменений. Единственное, что можно отметить – передачу полномочий регистрации прав собственности на последнем этапе сделки Укрогосреестру. Напомним, что до 2013 года этим занималось Государственное агентство по земельным ресурсам. Желающие имеют возможность использовать альтернативный вариант – обратиться в территориальные отделения Государственного агентства по земельным ресурсам, которое после обращения самостоятельно отправит документацию в Укргосреестр (конечную регистрационную инстанцию). Регистрация и в том и в другом случае будет проходить за 14 рабочих дней.