Природные катаклизмы в истории юга кузбасса, летописец конюхов
Это нашей истории строки
В 1980 году новокузнечанам удалось познакомиться с одной интереснейшей рукописью И. С. Конюхова, которая была написана еще в 19 веке. Летописец сообщил о себе следующее: «Писал же я, как человек неученый, весьма простым слогом, по своему разумению ...» Этот труд состоял из 70 страниц и не подлежал фотокопированию: выцвели чернила. Текст переписывался от руки, и только в 1990 году рукопись была полностью скопирована и обработана текстологически.
Ко мне эта рукопись уже в виде небольшой книжечки попала случайно. Вот что в ней интересного касательно нашего города.
«При царе Фёдоре Иоанновиче с 1587 года по распоряжению правительства послано из России в Сибирь несколько семей для водворения, а за ними последовало множество охотников на славу сибирского богатства. Из чего можно заключить, что при основании Кузнецкого острога были уже в сей стране российские жители».
«Еще слыхал я изустное предание деревни Ашмарина от старика Ивана Серебренникова, что во время нападения калмыков на деревню Ашмарину его прадед сам нападал на калмыков на лошади, одетый в кольчугу. Его старались убить или поймать арканом, но не могли».
«Еще имеются сведения о некоторых происшествиях близ города. О побуждении ко крещению улуса Осинниковского татарина Сыры баша Куртегешева в 1841 году, который по тому побуждению в 11 число января 1842 года принял христианскую веру, окрестяся с женою и детьми, которому наречено имя Иваном, а жену Анною».
О наводнениях
«В 1800, 1821,1839, 1853 годах были большие наводнения весной, которые причинили немало убытков. Много заплотов у дворов поломало, а в некоторых размыло печи, завалило погреба, повредило харчевые запасы, а в 1831 году было большое наводнение в июле. Затопило много сенокосных лугов».
О несвоевременных переменах воздуха
«В 1820 году во весь Петров пост погода стояла весьма холодная, дождливая, похожа на октябрьскую. Остриженные овцы все поперемокли и от стужи замёрзли.
В 1830 году тоже весна была продолжительная, холодная. В первый четверток Петрова поста икону Илии Пророка встречали в шубах и был снег. Мороз продолжался до 13 июня. Потом воздух вдруг переменился, сделалась большая жара, и лето было весьма жаркое.
В 1831 году 1 января был сильный дождь, шёл целые сутки. По улицам бежали не только ручьи, но и целые реки.
В 1838 году от сильного зноя днём и от нестерпимого холода ночью появилась болезнь – воспалительная горячка, погибли люди.
В 1857 году 31 августа и 1 и 2 сентября был большой холод, не соответствующий времени. Замёрзла земля, всё в огородах и на пашнях погибло».
О ценах
«1765 – 1771 годы. Четверть ржи – от 40 до 50 копеек пуд. Ржаная мука – 6 коп., пшеничная – 12, солод – 9 коп., хмель – от 30 до 50 коп., говядина от 25 до 30 коп. пуд, лошадь от 4 до 15 руб., корова 3-4 руб.»
О землетрясении
«В 1822 году 26 марта пополудни было землетрясение, хотя небольшое, но чувствуемое многими».
Надо сказать, что из этой рукописи И. С. Конюхова – «говорящей», насыщенной и весьма информативной – я взяла лишь то, что наиболее интересно для нас, осинниковцев. Дожив до глубокой старости, будучи очевидцем многих событий, И. С. Конюхов умер в 1881 году и похоронен на новокузнецком городском кладбище.
Н. Сашина
(Время и жизнь, 1 января 2004)