Природа кузбасса
От первоцветов до первоосенья
Счастливое это время года – лето: с раннего утра до позднего вечера светит подобревшее солнце, тепло, раздолье на реке и в лесу. Мы стремимся чаще выбираться на природу, посвящаем свои часы отдыха то сбору цветов, то походам за ягодами или грибами, отдыхаем у вечерних костров на рыбалке. Но слишком долго нам приходится ждать этой радостной поры – с октября до апреля у нас царствует матушка-зима.
Весна наступает на месяц позже, чем на таких же широтах русской равнины. Хотя солнечных лучей при малой облачности в марте у нас больше, чем на западе, но значительное количество этого тепла идёт на таяние мощного снежного покрова, и поэтому воздух прогревается медленно. Зато дальнейший ход весны – стремительный. Часто он продолжается всего неделю.
Для нас, сибиряков, весна по-настоящему начинается только в апреле. В самом деле, лишь последняя неделя марта подразнит нас первыми лужами-ручейками из водосточных труб, и мы с весенним привкусом воздуха почувствуем приближение апреля – водолея. Теперь на очереди первые дожди, а, может быть, и грозы, массовое возвращение в родные края перелётных птиц, дышащие паром проталины на полях и к концу месяца половодье на реках, почки на деревьях и первые цветы. Наступает пора бесконечных открытий в обновляющейся природе. Ведь ещё у древних римлян имя этого месяца пошло от слова "аперире" – открыватель.
Уходят морозы, короче становятся ночи, длиннее и теплее дни. На полях местами уже сходит снег. На поголубевшем небе чаще выглядывает открытое и уже греющее солнце. Но все это пока робкие шаги весны. Апрель прослыл в народе обманщиком. Неожиданно может налететь вьюга, и тепла как не бывало. Наступающие затем холода, хотя и кратковременные, заставляют наших ранних гостей – грачей и скворцов – жаться поближе к городам, к незамерзающим лужам и дорогам, где легче перебиться в бескормицу.
Из всех деревьев тальник, пожалуй, первым приветствует весну своими нежными серёжками. Начинают "густеть" заросли березняков. Душистые смолистые почки набухают на других деревьях.
Кузбасские фенологи отмечают, что 15-20 апреля в районе Белова и Киселёвска начинают зеленеть поляны, а около 25 апреля – в районе Трудармейской и Ленинска-Кузнецкого. К середине месяца отмечается начала сокодвижения у берез под Беловом, Кемеровом, Киселевском. Следом в укромных уголках леса можно встретить нарядный, кустик волчьего лыка. Листьев у него в эту пору ещё нет, а верхушки веток уже унизаны пучками сиреневых цветочков.
К концу апреля кое-где в полях, по оврагам, в глухих подлесках еще прячется почерневший снег. Но пройдет теплый апрельский дождичек, и снег этот начинает исчезать на глазах. И попутно, как гласит пословица, весен­-ний дождичек корешки обмывает. Пробивают остатки снега наши первоцветы – подснежники, нежно-фиолетовые кандыки, а за ними и синенькие медуницы. Под Мысками, Междуреченском и Кемеровом кандыки зацветают уже с середины апреля. В самом конце месяца в этих местах появляются и медунки. А в Мысках можно встретить уже и сон-траву, ту, что у нас чаще всего называют подснежником. И вот уже над первыми цветочными высыпками деловито загудят мохнатые шмели.
С весенним потеплением возобновляется жизнь в муравейниках. Вместе с полой водой умножаются стаи перелётных птиц. Прилёт белых трясогу­-зок совпадает с первой подвижкой льда на реках. Тогда же возвращаются к родным гнездовьям стайки кряковых уток, среди которых уже на зимовках наметились супружеские пары. Пернатым предстоит выводить в наших краях новое потомство. Они спешат и по другой причине: талая живая вода целебна, надо не пропустить снежницу, напиться ею вдосталь.
Наконец к нам приходит май – месяц, когда мы по-настоящему чувствуем близкое лето. Про май в народе говорят, что он всех месяцев звонче – начинается обилие цветов и неумолчный весёлый гомон птиц, лес одевается в зелёный наряд.
Май – предлетье и, наверное, первый из весенних месяцев, когда ясно видно пробуждение природы. Тепло и вода будят наши леса. Дожди начисто расправляются с зимним покровом полей, и даже притененные посеревшие лоскуты сугробов доживают свой век – тут уж от дыхания весны их не спасут ни северные увалы, ни хвойные чащобы. После ледохода на Томи и других реках быстро прибывает вода. А раз бушует полая вода, говорят в народе, "снежок не лежок". И как только совсем очистится от снега земля, солнце быстро прогреет почву и воздух. Не заметишь, как лесные поляны задышат паром. Неустойчивая погода нашей ранней весны сменится не просто теплом – жарой. Ведь в последнюю неделю мая температура у нас зачастую переваливает за 30°. Но и после таких дней на самом исходе мая бывает одно-двухдневное похолодание.
У мая есть и другое название – травень. Ещё в апреле мы увидели цветенье мать-и-мачехи, сине-фиолетового кандыка. А теперь на очереди разноцветная медуница – та самая, о которой­- в подводном царстве будто бы тосковал Садко- и наш подснежник – лохматая сон-трава (прострел). Не назовёшь душистыми ни медуницу, ни сон-траву. Однако в разгар их цветения в лесу "солнцем пахнет" и летят на этот запах пыльцы пчёлы и первые бабочки.
Дальше идёт долгий хоровод цветов. В середине мая, когда уже замет­-но посветлела вода в Промышлёнке, на краю прибрежного сосняка мы находим целые россыпи коротконогой лесной фиалки. 25 мая набирали в Журавлях букетики кукушкиных слезок и голубеньких незабудок. К концу месяца распускается сирень. Примерна в это же время заполыхают наши пригороды яркими огоньками, на лугах и в лесах сразу станет вроде бы еще теплее (неспроста огоньки назы­-вают иногда и жарками).
Видео: Весна - 2012 (природа Кузбасса)
В мае в лесу что ни день, то новые краски, новые голоса. Зайдите в бе­-резняки, сосняки, осинники, и первыми вас в любую погоду встретят птицы. Майский лес трудно представить без пения дроздов, трескотни синиц, мелодичных песен пеночек.
Птичья армия в мае пополняется столь же быстро, как и хоровод цве­-тов. Прилетают журавли и сразу затевают брачные игры. Они селятся на кочковатых болотах, затерянных среди мокрых лесов. К середине месяца появляются у нас деревенские ласточки, а немного позднее мы уже слышим знакомое кукование кукушки. В разгаре тетеревиные тока, которые обычно из года в год бывают на одном и том же месте. Косачи-самцы, увлеченные брачными песнями и играми, устраивают турниры. А тетёрки неподалёку от токовищ по опушкам холмов, где есть остатки прошлогоднего травостоя или мелкого валежника, устраивают гнёзда и начинают кладку яиц.
Звучание птичьего концерта в мае изменится. Вместо умолкнувших птиц мы услышим голоса прилетевших позже – славок и камышёвок, заворкует горлица, а в берёзовых колках – иволга.
Май – "детский" месяц в лесу. У зверей и птиц появляются малыши: в гнёздах, дуплах, норах и просто среди травы. И если вы поедете за город, столкнётесь с семейными хлопотами обитателей леса – поскорее отходите от гнёзд и нар, не мешайте птицам и зверям кормить своё потомство. Ведь родители где-то рядам и не решаются подойти к детёнышу, пока видят людей. А малышей в лесу к концу мая прибавляется день ото дня. Ещё в берлоге в январе – феврале родила одного-двух медвежат медведица. Они пита­-лись молоком матери, а в мае мамаша выводит потомство на "солнцепёк" И вопреки обыкновению сама кормится не только ночью, но и днём: поедает корневища и побеги растений, особенно кандыка, первых моллюсков и жуков, муравьёв и их яйца, мелких грызунов.
Спокойные и уверенные в своей силе, смелее выходят на оживлённые дороги лоси. Кое у кого из них уже к концу мая появятся по одному-два ярко-рыжих длинноногих лосёнка. Но не вздумайте приближаться к малышам: зверь никого не пощадит, охраняя телёнка.
У лисы в мае тоже прибавляется семья. Начинает вылезать из нор ставший редким у нас барсук, и тоже с детёнышами. В мае появляются молодые бельчата, бурундучата, телята у косули и марала, потомство у норки, соболя, горностая, колонка, куницы.
В мае в лесу бурная жизнь, всюду рождение нового: то ожившие муравьиные кучи, то первая паутина меж кустов или лягушки, прискакавшие к самому урезу воды (ведь скоро откладывать икру), то домовито снующие мохнатые шмели, озабоченные устройством своих гнёзд в брошенных мышами норках.
Фенологи условились считать началом лета дни, когда зацветают шиповник и акация. Когда это бывает у нас? Акация всегда зацветает в начале июня. А шиповник по многолетним наблюдениям наших фенологов раньше других мест зацветает в Кузбассе в окрестностях Киселёвска – 6-8 июня, а вот в районе Кемерова и Крапивина­- – лишь 18-20 июня. Выходит, что лето мы встречаем где-то в середине июня.
Лето – единственное время года, которое наступает у нас почти по календарю. Все мы привыкли к тому, что июнь знаменит свежей и нежной листвой, медвяными запахами лесных полян, пестротой цветущих трав. Появляются ромашки, красный клевер, нежно-сиреневые лесные гвоздики, "звенят" колокольчики, В хлебах блуждают синие васильки ... Не сразу определишь, какой цвет становится главным: красный или зелёный, белый или жёлтый? Пора разнотравья.
Обычно в первые же дни июня в наших краях зацветают ранетки. На лугах пылают огоньки (жарки), а следом за ними зацветает жёлтая акация. Молодым соком наливаются ещё не опалённые солнцем яркие травы. Луга раскрашиваются летними цветами.
Сколько в лесу, на лугах цветов, сколько самых разных оттенков! А ведь это только начало – первоцветы. Летний карнавал цветов в июне только разгорается. Каждый день будет рассыпать все новые и новые цветки, одни краше другого. Уж больно маленький срок отведён нашему лету, и поэтому цветы спешат. В июне на лужайках появляются дикие пионы – Марьин корень, вдоль таёжных тропинок вырастают густо-синие лесные ирисы – кукушкины слёзки. К концу июня зацветают ромашки и голубой василёк, лесная гвоздика, причудливые в крапинках саранки, задумчивые колокольчики, а по вырубкам – души­-стый иван-чай ...
Над набирающей силу травой начинают летать бабочки и стрекозы, жужжать трудолюбивые шмели. Для любителей загородного отдыха, походов в окрестностях своих городов и сёл первый месяц лета приносит ещё одну радость – первый, пока небогатый слой маслят. Около Кемерова они появляются 20-25 июня.
Правда, у нас в Кузбассе в первый летний месяц нередко бывают ночные заморозки на почве, а дожди и грозы – ­-как правило. Но всё же в июне к нам приходит и первая жара.
А вот июль у нас, как и повсюду "макушка года", самый жаркий месяц, когда средняя температура доходит до 20°. Июль хотя и самый тёплый месяц, но характерен частыми ливнями. И всё же, сколько бы ни лила сверху, в эту пору мокроты нет. Очень суха земля и душны ночи: "Летом всякий кустик ночевать пустит".
Видео: Волшебная природа Кузбасса
Несмотря на капризы погоды, которые бывают, правда, не каждый год, больше всего мы загораем и купаемся именно в июле. К 7 июля, к старому народному празднику Ивана Купалы, для нас пора отдыха бывает в разгаре. Издавна в это время в деревнях устраивались гулянья молодёжи, ночные хороводы у костров, повсюду люди обливались водой, купались в реках, парились в банях свежими берёзовыми вениками.
По народным приметам к середине июля примолкнет кукушка. Раньше говорили: "Недалече кукушечке до Петрова дня". Всё меньше будут петь птицы, им теперь некогда, надо ставить своих птенцов на крыло. А птиц из молодых выводков, ещё плохо ле­-тающих "полухвостиков", будет прибывать. К концу июля тетёрки, глухари и рябчики поведут своих цыплят в ягодники.
Окрепли в июле детёныши у многих обитателей леса. Уже можно встретить самостоятельно разгуливающих молодых хорьков. Они отличаются более тусклым, коротким и мягким мехом. Подрастая, рыжеют лисята. А у зайцев идёт второй приплод. Лоси с молодняком тянутся ближе к воде, к болотам, подчас по шею погружаясь в водоёмы. Здесь они спасаются от мошкары.
И всюду привольные травы. Фенологи считают, что среднелетнее цветение открывает "трава от 99 болезней" – зверобой, а за ним пижма – ­-дикая рябинка, полынь, чертополохи ... Над травами появляются разные колоски и метёлки, будто цветущие луга подёрнуты лёгким сиреневым туманам.
В июле по утрам стелются туманы. Они, как и дожди, чередующиеся с солнцепёком, обещают хороший урожай грибов. За земляникой и клубникой пойдут малина и черника, на черёмухе повиснут чёрные кисти, заалеют тяжёлые гроздья на рябине, зреет костяника. Полевая клубника, как подтверждают наблюдения местных фенологов, у нас в области созревает 10-14 июля, а лесная малина – 22-28 июля. Зрелая черёмуха появляется 23 июля или 3 августа (раньше в степной зоне, позднее – в таёжной).
Но конец июля спешит напомнить нам и о близкой сибирской осени. Утром становится прохладнее, начнёт заметно изреживаться травостой (да и цветов поубавится, они перестают пахнуть ночами).
Август по календарю – последний месяц лета. И не только по календарю. Для многих районов страны август примечателен целым рядом предосенних признаков. А для нас, сибиряков, вторая половина месяца – зачастую уже настоящая осень. Последний месяц лета издавна приметили как щедрый и красивый: зарничник, хлебосол, густоед, собериха-припасиха.
Во второй половине августа в зелёной листве берёз начинает сильнее просвечивать желтизна, деревья постепенно одеваются в золотистые тона. На осинах появляются пылающие пурпурные листья. Пожелтение листьев берёзы фенологи отмечают в нашей области с 20 по 31 августа, а наступление осени определяют по началу листопада, когда первой роняет листья берёза, за ней – черёмуха.
В Томи, Кие и других наших реках Вода становится чище и холоднее. Это сказывается на поведении рыб. У них август – время нагула, начало подготовки к зиме. Подрастает молодь, окуньки-сеголетки, например, чаще выплывают из зарослей на открытые песчаные отмели в поисках пищи. Старые окуни-хищники при этом тоже находятся поблизости, но в местах более глубоких. Начинает «большую охоту» прожорливая щука, лучше ловятся нельма, хариус, таймень. А под толщей прозрачной воды из тёмных нор к концу месяца выходят налимы. У рыболовов в эту пору страдная пора.
Свои перемены вносит август и в жизнь леса. Заметно сокращается армия насекомых. С наступлением прохладных дней они прячутся под кору деревьев, в дупла и под опавшие листья. Муравьи усиленно ремонтируют и утепляют свои жилища. А у змей и ящериц август – время размножения, они спешат вывести на солнцепёке свое потомство.
У зверей начинается осенняя линька и рост подшерстка. Бурундуки и барсуки приступают к рытью нор. Бурундук, как и белка, в августе собирает кедровые орехи, грибы, И если вы пришли в лес по грибы, то оставляйте хотя бы один из десяти воткнутым на веточке куста или дерева – его обязательно позднее подберёт белочка.
На лесных опушках утром и вечером можно наткнуться на резвящихся подросших лисят, которые под руководством матери охотятся за мышами. В тайге издалека доносится трубный рёв сохатых и маралов – у них начинается брачный гон. Завершаются свадьбы у медведей.
Ещё не ушло лето, а птицы снимаются с родных гнездовий. Уже не слышно стрижей. К этому времени исчезают кукушки. Улетают ласточки. А грачи и скворцы с окрепшими выводками из городов переселяются на поля, луга, лесные опушки и тоже гото­-вятся к отлёту.
К осени вновь оживает тайга. Глухари и тетерева, закончив линьку, по­-кидают глухие болотистые места и чащи. Они появляются на ягодниках, сухих склонах увалов, на берегах таёжных речек. Роясь в песке и гальке, заглатывают мелкие камешки, помогающие переваривать грубую зимнюю пищу: сосновую хвою и берёзовые почки. В августе линяют зайцы, по ве­-черам выходят они на берега рек, привлечённые обилием кормов. На озерах крякают и гогочут собирающиеся к отлёту утки и гуси.
Явился сентябрь – до свидания, лето красное! В иные годы в первоначальные дни молодая осень часто ходит в обнимку с летом. Ещё ярко све­-тит солнце, хотя уже не сталь жарко.
Осень неслышно входит в тайгу, и лес одевается в позолоту. Эта время года особенно любима многими – за чистоту воздуха и прозрачность далей, за сказочное убранство притихших лесов. Все сильнее осыпаются листья с желтых кос красавиц-берёз, раскра­-шивается вся крона осинок, и у них начинается листопад. Сбросят свои необыкновенные листья алеющие стройные рябины. Потеряют летнюю красу боярышники и обнажатся среди их колючих побегов карминные гроздья спелых плодов. Как волшебный чародей, неузнаваемо преобразит листопад поляны и просеки. И в эту пору спокойного увядания природы наполняются леса и рощи новыми звуками: негромким шуршанием листьев, прощальным курлыканьем журавлей.
Сентябрь мы встречаем в разгар грибного сезона. Продолжается сбор подберёзовиков и подосиновиков, бычков и сыроежек. Идут волнушки и белянки, ещё встречаются бесподобные рыжики и, конечно, обилие золотисто­-мохнатых груздей, а иногда и грибных королей – боровиков. А главное, с наступлением холодных ночей, приходит очередь опят.
... Сентябрь – первоосенье. Мы прощаемся с кучевыми облаками. Этот месяц, как правило, переменчивый и капризный. Пасмурные, дождливые дни вдруг сменяет хорошая погода, среди выгоревшего травостоя по второму разу зацветают огоньки, белая ромашка, и будто ранним летом появляются золотые шапочки одуванчика. Недаром в народе есть пословица: "Проскакивают ясные дни и по осени". К концу месяца обычно наступает прощальная теплынь года – «бабье лето», когда неторопливо летит блестящая паутина, окутывая жухлые травы и кустарники, опять становится на несколько дней сухо, солнечно и про­-сторно.
Как бы то ни было, осень с первых дней принесёт робкие ночные заморозки, холодные ветры, сеющие сквозь небесное сито долгие, скучные дожди. Пришло первоосенье. До следующего тепла – ещё полгода!
Н. Зеленин
(Земля Кузнецкая. Альманах. Кемерово. 1978)