Любительская селекция винограда: плюсы и минусы, красохина с. И.
Сам себе селекционер
В последние годы в широкие виноградарские массы "внедряется" немало гибридных форм винограда народной селекции. Как наука относится к такому "пополнению"?
Действительно, заметно ныне оживленье в «селекционных» рядах. Хотя вот что странно: я, как профессиональный селекционер, не говорю ведь хирургу: "Я почитала учебник, покажи мне пару раз, как делать надрез и я пойду лечить людей ..." Почему мне, после детального прочтения учебника, нельзя стать хирургом, а журналисту, парикмахеру или шахтёру, в свободное от основной работы время, можно стать селекционером?
Думаю, способствуют созданию такой ситуации искаженное представление о таких понятиях, как "свобода слова", "свободная пресса", отсутствие должной законодательной базы, "дикий" рынок с его неутомимой жаждой наживы. Ныне, например, любой желающий, не зависимо от рода деятельности и образования, может написать книгу о чём угодно, и, договорившись с издательством (а деньги сейчас нужны всем), выпустить её в свет, украсив своим фото и картинками. Ещё и надписать: "научное издание". Пожалуйста! Печатайте, что хотите ... А ещё можно воспользоваться тяжёлым материальным положением или болезнью какого-нибудь авторитетного в данной области учёного, и он подпишет аннотацию к вашему изданию: деньги часто творят чудеса!
Примеров такого "самиздата" в виноградарстве можно привести сколько угодно как в России, так и в Украине.
А тут ещё началась и "селекционная" гонка: кто кого круче, кто больше "шедевров" на-гора выдаст и подороже это всё продаст. Дошло до того, что один украинский автор в своей книге написал: "Мы, виноградари-любители, не хотим быть заложниками селекционеров-оригинаторов и испытывать их гибриды, сорта". Получается, что научных работников надо разогнать, так как толку от нас нет.
Мне непонятен этот снобизм большинства любителей-"селекционеров". Ведь использовать в своих скрещиваниях хороших родителей, над которыми поработало не одно поколение учёных разных институтов – не проблема, это чисто техническая работа. Не нужно большого ума, чтобы опылить сорт с функционально женским типом цветка, выведенный в каком-нибудь НИИ, пыльцой обоеполого сорта, тоже выведенного в каком-то НИИ, что и делает большинство любителей-селекционеров. Почему не проводится скрещивание обоеполых сортов? А зачем мучиться, проводить кастрацию? Зачем изучать схемы скрещивания, анализировать возможное расщепление признаков и строить модель? И так сойдёт ... В погоне за денежной прибылью и славой "народного селекционера" все средства хороши! Следует сказать, что конечной целью государственных селекционных центров является передача нового кандидата в сорта в Госсортоиспытание (в сеть ГСУ по всей стране) для изучения и выбора оптимальных зон выращивания данного кандидата в сорта, а не получение моментальной денежной выгоды. Не все кандидаты в сорта впоследствии, по итогам сортоиспытания, станут районированными сортами.
Почему-то считается, что селекция – это тяп-ляп, и всё. В общем, не хирургия и не атомная энергетика. Скоро "народная селекция", наверное, освоит и генную инженерию: для наших людей нет непреодолимых задач!
К сожалению, до сих пор в наших странах нет твердой законодательной базы, регламентирующей деятельность как государственных, так и частных селекционеров. В законе должны быть прописаны чёткие нормативы и правила проведения селекционных работ, утверждены методики и направления селекции, обязательные к исполнению для всех групп селекционеров, права на новый сорт и обязанности авторов, а также штрафные санкции.
Какое отношение у науки к сортам народной селекции? Двоякое. Есть страны и регионы, где никогда не было селекционных центров по винограду, своих гибридных питомников и селекционного генофонда, зато есть уважаемые селекционеры, серьёзно относящиеся к своим сортам, десятилетиями проверяющие полученные гибридные формы. Примером таких селекционеров могут быть, например, Р. Ф. Шаров (г. Бийск, Россия), П. Сукатниекс (Латвия), А. Гайлюнас (Литва) и другие.
Но есть селекционеры и совсем другого сорта. Их главный принцип – страстное стремление побыстрее заработать на новом "шедевре". Ведь селекция требует длительного изучения и объективной оценки, а рыночная продажа, наоборот, быстрой реализации, для достижения которой все средства хороши: и дутая реклама, и издание книг с картинками, и пиаракции в прессе. Люди идут на всё, лишь бы урвать кусочек славы в узких виноградарских кругах, потешить свое самолюбие и заработать побольше денег. Стремление понятное, но почему за счёт простых виноградарей?
Итак, вот способы "сравнительно честного отъёма денег у населения".
Первый – продать за огромные деньги, как супер-новинку, черенок (даже не саженец!) старинного малоизвестного сорта. Часто в такой роли выступают сорта вида Витис винифера, им просто придумывают новое, красиво звучащее, название. Например: Чудо Болгарии, Ма­-радона белая и т.д. и т.п. Название можно даже не менять. Например – Брестовица. Вокруг этого сорта сейчас настоящий бум, а ведь выведен он в Болгарии в ... 1963 году, от скрещивания Италии с Янтарём, так же, как и Болгария, и Супер ран Болгар – комбинации скрещивания у них одна. Поздравляю всех, приобретших эти "новинки" за большие деньги!
Второй способ – тот же обман, но уже поизощрённее: "селекционер" запускает в оборот сеянец первого плодоношения с совершенно неизвестными характеристиками- хотя известно всем – первое плодоношение очень часто подводит селекционера! (С точки зрения науки и этики это просто недопустимо. В любой стране за такие дела припаяли бы штраф, вплоть до самых жёстких мер. Ведь это называется "засорением генофонда"). Делается фотография и описание. Какое описание? Да такое в голову придёт! Главное – наиболее привлекательное с точки зрения потребителей. Это единственный критерий для такого рода описания, и чем выше характеристики, тем эффективнее потом идёт продажа. Никаких замеров не делается, методики сортоизучения не применяются ... А зачем? Разве это важно? Важно грамотно провести рекламную кампанию, что с успехом и делается. А наивные виноградари-любители читают и думают: вот это сорт!!! И начинается гонка "за почечкой". За любые деньги! А создатель сего "шедевра" ещё и искусственно создает дефицит посадочного материала, чтобы повысить цену до заоблачных высот.
Есть у второго способа вариант. Например, доходы "селекционера" стали снижаться, уже у многих растут его "шедевры" И цена на посадочный материал стала падать. Автор "шедевров" забеспокоился: стало меньше денег, а вкус к ним остался, но сил и места нет проводить новые скрещивания. Да и желания особого нет – муторно всё это. Тогда делается так: старым "шедеврам" даются новые звучные названия – и вперёд, всё по новой, снова деньги потекли и слава опять-таки гремит по городам и весям.
Почему всё это уголовно не наказуемо? Потому что вы сами, купившись на рекламу, добровольно, в светлом уме и трезвой памяти, отдаёте деньги за мифические шедевры. Процесс этот бесконечный, увлекательный и азартный, ведь каждый сезон на рынок выбрасываются всё новые и новые "шедевры", куда круче предыдущих! Так что, готовьте ваши денежки!
В идеале должно быть так: все частные сеянцы, заявленные как новые сорта, сдаются на сортоиспытание в соответствующие научные учреждения и без объективных характеристик не имеют права появляться на рынке! Пока же рынок этот хаотичный: здесь и тьма гибридов неизвестного происхождения, с придуманными характеристиками, и заграничные формы, и старые сорта под новыми названиями ... Самое плохое во всём этом – это глупые и неправдоподобные баллы устойчивости к болезням и морозу. Следы запутаны, словно в детективе, чтобы никто потом не смог предъявить претензии. А ведь загрязняется генофонд, обесцениваются достойные сорта, вводятся в заблуждение многие виноградари-любители.
Видео: ГОТОВЛЮ ПЧЁЛ К ЗИМЕ Простое Пчеловодство 21
Такая ситуация не может не тревожить, ведь большинство наших людей по-прежнему верят печатному слову, а многие издания поддерживают и всячески поощряют появление новых "шедевров".
Мой совет: не тратьте деньги на мифические супер­-сорта. По той простой причине, что идеальных сортов в природе просто нет, есть лишь сорта, подходящие для конкретной зоны. Виноград – культура времени и места. В разных районах, при разных почвах, метеоусловиях, формировках, нагрузках и т.п., один и тот же сорт может изменять свои характеристики в достаточно широких пределах. А ещё нужно помнить, что проверенный годами сорт, о котором известно ВСЕ И ВСЕМ, даст сто очков вперёд любому новому "шедевру". Чем же закончится нынешняя нездоровая ситуация, сложившаяся вокруг селекции винограда, покажет, видимо, лишь время ...
Светлана Ивановна Красохина, кандидат с.-х. наук (ВНИИВиВ им. Я.И. Потапенко) Е- mail:sveta-krasovkhi[email protected]
(Дачник № 4, 2006)